Д-р George Estabrooks, профессор психологии в Университете Колгейт и автор книги «Гипнотизм», в статье «The Future of Hypnosis», представленной в рамках программы «Природа гипноза» на ежегодной конференции «Встреча Американской Психологической Ассоциации» в 1959 году, сделал два следующих утверждения:

«Было бы хорошо, чтобы прозвучало предостережение против определенных установок, которые стали распространенными и могут быть хорошо проиллюстрированы в области медицины. Одна из них — прямое внушение находится под запретом. Например, часто подчеркивается изречение: «никогда не устраняйте симптом, пока не будет понята причина». Его обоснованность, в значительной степени, подвергается сомнению, поскольку большая часть медицинской практики — это прямое устранение симптомов, что очевидно стоит лишь об этом не много задуматься.»

«Еще одно повсеместное изречение состоит в том что, чтобы добиться излечения, бессознательный фон симптомокомплексов обязательно должен быть осознанным. Разумное и вдумчивое рассмотрение обширной роли бессознательного в повседневной жизни и функционировании, делает это изречение гораздо менее заслуживающим доверия».

Поиск причин или лечение симптомов

Стоит обсудить оба эти высказывания в некоторых деталях, а они неизменно возникают в сознании человека, стремящегося помочь с помощью гипноза.

Первая мысль, которая приходит на ум, заключается в том, что все указанные в Библии религиозные исцеления, связаны с непосредственным устранением симптомов. Исцеления, которые осуществляются, путешествующими к священным святыням религиозными целителями, также относятся к сфере прямого устранения симптомов. Их лекарства принимаются в качестве доказательства силы веры или приписываются к сверхъестественному. В этих случаях ничего не делается для того, чтобы вылечившийся человек понимал природу бессознательных механизмов, которые способствовали его проблеме.

Религиозное исцеление нельзя отвергнуть, просто сказав: «это не научно». Методология научна только тогда, когда она работает. И не имеет значения, если не помогает, обращающемуся за помощью человеку. Мы должны признать тот факт, что одно и тоже психологическое лечение может помочь не всем людям. Мы легко можем увидеть это в следующем крайнем примере: страдающий от психологической проблемы абориген, конечно, не будет кандидатом на психоанализ, как мы его знаем. Без сомнения, ему гораздо легче мог бы помочь колдун. Само собой разумеется, что на искушенного западного человека не влияют заклинания племенного знахаря.

Идя дальше, мы обнаруживаем, что существует множество школ психотерапии и множество подходов к решению эмоциональных проблем человека. Однако, показатель излечения для всех них примерно одинаков. Я думаю, что мы должны принять тот факт, что нет никакого здравого, логического, научного подхода. До тех пор, пока достигается конечный результат, методология была научной для нужд этого человека. Цель всех методов лечения — помочь пациенту освободиться от любых эмоциональных проблем, с которыми он сталкивается.

Некоторым людям этот подход может показаться упрощением очень сложной проблемы, но я думаю, пришло время, чтобы у нас была простая, лишенная технического жаргона, работоспособная формула. Слишком часто сложные технические термины и теории были использованы для объяснения неудач. Нам нужно больше внимания уделять мерам, чтобы пациент чувствовал себя лучше, а не проводить большую часть времени, пытаясь выяснить, почему он плохо себя чувствует. Это, конечно, снова устранение симптомов.

Хотелось бы отметить интересный, относящийся к библейским целителям, факт. До тех пор, пока слава целителя предшествовала его прибытию в любую страну, он мог исцелять больных. Однако, когда его известность как целителя была либо мала, либо дискредитирована, он не находил веры и, следовательно, не вылечивал. Самое раннее упоминание гипноза содержится в Библии, Бытие II, 21. «И Господь Бог послал глубокий сон на Адама, и он спал…»

Лечение симптомов

Доктор William Malamud, 86-й президент Американской психиатрической ассоциации, в своём выступлении на ежегодном собрании в 1960 году в документе под названием «Psychiatric Research: Setting and Motivation» заявил следующее:

«В течение нескольких последних лет мы стали свидетелями растущей тенденции переоценивать ценность «точной» методологии и единообразия стандартов. Эта тенденция, которую можно охарактеризовать как «культ объективности», уже оказала важное влияние на психиатрические исследования. Это правда, что, делая упор на критическое суждение и действительные критерии, она помогла обуздать безудержные полеты воображения и небрежности методологии. Но, чрезмерное восхваление объективности и настойчивость в жестких единых стандартах приемлемых методов, на определенных этапах науки о человеческом поведении, привели к их неоправданной концентрации за счет других, очень важных».

У большинства людей есть довольно хорошее понимание того, как они столкнулись с существующей у них проблемой. Не бывает людей, которые будут спорить, что понятия не имеют, почему в определенной области не функционируют так, как хотелось бы. С практической точки зрения, не у многих есть время и деньги, необходимые для того, чтобы вникнуть в бессознательное происхождение проблемы. Высокая стоимость лечения это очень реальное возражение и его нельзя сбрасывать со счетов. Люди, страдающие от эмоциональных проблем, также обычно испытывают финансовые трудности. Кто должен помочь этим людям? Очень мало мест, где они могут получить квалифицированную психиатрическую помощь за разумную плату. Есть ли такая помощь в вашем сообществе? Однако, на данный момент это долгая тяжелая борьба за хорошее эмоциональное здоровье.

симптом

Национальная ассоциация психического здоровья и ее филиалы выпускают около 10 миллионов экземпляров 200 различных брошюр по различным аспектам психического здоровья. Чтобы оценить ценность этих брошюр, 47 экспертов по психической гигиене провели конференцию в Корнелльском университете. Отчет об этой выдающейся конференции был опубликован. Он называется «Mental Health Education: A Critique». Ernest Havemann в выпуске Life от 8 августа 1960 года содержит очень полезную статью об этой конференции под названием «Кто нормальный? Никто, но мы все продолжаем пытаться. В отличие от подхода «психическое здоровье», эксперты осуждают тщетный поиск нереальной цели.

Следующий абзац взят из Life_article:

«А как же психиатрия и психоанализ? Это разные вещи. Многие несчастные и проблемные люди, хотя далеко не все, кто пытался это сделать, получили пользу от психотерапии. Действительно, все брошюры о психическом здоровье, как постскриптум к методам самопомощи, которые они защищают, заканчиваются тем, что советуют читателю обратиться за профессиональной помощью, если его проблемы достаточно серьезны. Но скептики в Корнелле привели статистику, которая показывает, что психиатрическое лечение для обычного человека столь же не доступно, как и поездка на Луну. Помимо расходов, которые большинство людей сочли бы непомерными, терапевтов просто не хватает. В США около 11 000 психиатров и 10 000 клинических психологов — всего по одному на каждые 8500 граждан. Если бы все с эмоциональными проблемами решили обратиться к психиатру, очереди в кабинетах врачей растянулись бы на многие мили».

Большинство людей знают, что государственные больницы недоукомплектованы персоналом и не в состоянии обеспечить надлежащий уход за психически больными. Майк Горман, исполнительный директор Национального комитета по психическому здоровью, написал отчет по этой теме под названием “Every Other Bed”. В этой книге он говорит, что каждая вторая больничная койка в Соединенных Штатах занята психическим заболеванием. Психическое заболевание обходится стране в два с половиной миллиарда долларов в год, помимо более важных невыразимых человеческих страданий, которые никогда не могут быть приравнены к долларам. Книга — шокирующая история о том, как мы допустили это; все еще позволяем этому случиться; и о том, как мало мы, широкая общественность, а также представители медицинских и психологических профессий делаем для исправления этой плачевной ситуации.

Поиск причин

Настало время, чтобы мы пересмотрели изречения, в которых говорится, что симптом никогда не может быть удален, пока не будет понята причина, и бессознательный фон симптомокомплексов должен быть осознан и понят до того, как излечится.

В религиозной сфере действует множество групп позитивного мышления. Многие из этих религиозных групп существуют в основном из-за динамической философии или психологии, которые они предлагают для повседневной жизни. Соедините это с твердой верой в Бога, и вы получите комбинацию, которая приближается к непогрешимости. Это работает? Конечно, при правильном использовании.

причина

Вы можете быть уверены, что там была критика этой религиозной психологии. Критика заключается в том, что основные причины проблемы никогда не рассматриваются, а бессознательный конфликт не разрешается. Это тот же аргумент снова и снова. А как людям помогли? Кажется, они сделали огромные успехи и ведут жизнь так же хорошо, как и все остальные. Проникнувшись этим духом или чувством благополучия, он проникает в каждую фазу их отношений конструктивным образом. Единственная причина, по которой больше нет критики, состоит в том, что этот тип психотерапии включен в религиозные принципы этих групп, а критика религии другого человека делает всю философию противника неприемлемой. Я решительно поддерживаю эти группы, потому что я предпочел бы иметь религию, которая постоянно указывает на положительную сторону жизни и что «жизнь может быть прекрасной», если вы верите в Бога и практикуете позитивное мышление. Это, безусловно, лучше, чем циничная философия его хулителей или мрачных религий, которые подчеркивают наказание. Подумайте о чувствах вины, связанных с последним. Никто не может соответствовать такому грозному кредо.

Конечно, если вы скажите позитивно мыслящим религиозным людям, что они используют форму самогипноза, они будут решительно отрицать и критиковать этот вопрос. Поскольку мы в первую очередь заинтересованы в психической гигиене, а не в победе в дебатах, хорошо оставить этот вопрос в его нынешнем виде. Смысл иметь в виду, что до тех пор, пока человек чувствует, что эта методология является ответом на его потребности, и до тех пор, пока никто не пострадал от его веры, он должен цепляться за свои убеждения. Он не должен допустить, чтобы они были разрушены теми, кто мыслит в других семантических терминах.

Приведем еще один общий пример, касающийся двух основных обсуждаемых концепций. Это пример многих людей, которые прошли курсы публичных выступлений, чтобы преодолеть страх сцены. В большинстве случаев, у вовлеченного лица не было слишком много возможностей быть публичным оратором. Из-за этого он чувствует, что может сказать не то, что нужно, или забыть то, что хочет сказать. Эта тревога может создать ту самую ситуацию или блокировать то, чего он боится. Каково решение? Конечно, не психоанализ, чтобы выяснить, почему он действует именно так. Вы можете использовать этот подход, но вряд ли это наиболее конструктивно. Это все равно что спросить: «что я делаю не так?» вместо «Как сделать правильно?» Самый конструктивный подход — пройти курс обучения, чтобы получить реальную практику и опыт в технике публичных выступлений.

Прежде чем продолжить дальше, необходимо отметить, что это не просто критика убеждений других искренних и преданных своему делу людей, занимающихся психической гигиеной. Всегда хорошо пересмотреть наше нынешнее мышление по любому вопросу, независимо от того, насколько искренним или убежденным мы можем быть, что делаем, правильно. Иногда мы можем настолько погрузиться в свои убеждения, что не сможем воспринимать критику и эмоционально реагировать на идеи или интерпретации, которые не совпадают с логическим мышлением.

Каков же тогда ответ на проблемы психического здоровья? Здесь нет однозначного ответа. Это очень сложная ситуация. Существует много многообещающих лекарств и методов лечения, которые, если их должным образом разработать и широко использовать, могли бы внести большой вклад в укрепление хорошего психического здоровья. По сути, проблема всегда будет в том, чтобы попытаться понять поведение человека и помочь тем, кто в беде, с помощью эффективной формулы.

Что это за формула? Гипноз может частично способствовать ответу. Излишне говорить, что гипноз противопоказан во многих эмоциональных проблемах из-за самой природы этой проблемы. Некоторые эмоциональные трудности сначала должны решаться на сознательном уровне. После этого гипноз может способствовать достижению конечной цели.

Доктор Frank S. Caprio, известный психиатр, в своей книге «Helping Yourself with Psychiatry» утверждает следующее: «целый новый мир уверенности в себе и позитивной жизни открыт для каждого человека, молодого и старого, через гипноз, самогипноз и внушение или самовнушение.»