Содержание
Ранее, мы кое-что узнали об органах чувств и их функциях. Мы увидели, что именно через органы чувств, мир влияет на нас, стимулирует нас. И мы уже говорили, для того, чтобы мы могли отреагировать — нас стимулируют.
Стимулы и реакции
Теперь мы должны узнать о характере наших реакций. Мы активные существа и находимся в движении. Но как мы движемся, как действуем при стимуляции? Почему мы делаем одно дело, а не другое? Почему мы делаем одно в одно время, а другое в другое время?
Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо получить более определённое и полное представление о характере стимулов и реакций. Мы уже использовали эти термины, но теперь должны дать более конкретизировать их. В предыдущей статье «Органы чувств человека«, было сказано, для того, чтобы мышцы сократились, они должны получить нервный импульс. Все, что запускает этот нервный импульс, называется стимулом. Следующее потом мышечное движение, конечно же, реакция на стимул. Нервная система формирует связь между стимулом и реакцией.
Дающий реакцию стимул может быть очень простым. Или, с другой стороны, очень сложным. Если дунуть в глаза ребёнка, он автоматически закроет веки.
Ваша шалость это стимул, а закрытие век — реакция на неё. Здесь, стимул и реакция очень просты.
Но иногда стимул более сложный, не простое возбуждение одного органа чувств, а сложная стимуляция органа или одновременная стимуляция нескольких органов. При игре в мяч, стимул для действия — приходящий мяч. Реакция — удар. Этот случай гораздо сложнее, чем рефлекс закрытия век. Мяч может быть отбит по-разному, и реакция изменяется с этими вариациями.
В игре на фортепиано, стимулом являются, написанные в конкретных местах нотного стана, ноты. Но здесь, должно приниматься во внимание не только положение нот в партитуре, но и много других вещей, например, диез, бемоль и другие символы, которые дают указания на порядок исполнения этой музыки. Реакцией является проигрывание нот в правильном порядке, в нужное время и с надлежащей силой.
В машинописи стимулом является копирование или идея, что что-то должно быть написано, а реакцией — нажимание клавиш в правильном порядке. То есть, мы можем сказать, что стимул это сила или силы, которые возбуждают органы чувств, и, таким образом, через нервную систему, приводят к мышечной реакции.
Это обычный тип действия, но мы уже указали другой тип. Упоминая о машинописи, мы говорили, что стимулом может быть либо перепечатывание, либо свои идеи.
Можно печатать с копии или под диктовку, где стимулом является письменное или устное слово, но также можно печатать то, что хочется написать самому.
Последнее известно как централизованно инициированное действие. То есть, стимул исходит изнутри, из мозга, а не извне.
Давайте немного объясним этот вид стимуляции. Предположим, вы сидите в кресле и читаете. Закончили главу и посмотрели на часы. Заметили, что сейчас три часа, и вспомнили, что в это время должны встретиться с другом. В этом случае стимул находится в самом мозгу. Именно нервная деятельность соответствует идее встречи с другом. Если не принимать во внимание различия между разумом и телом, можно сказать, что стимулом для реакции может быть идея, а также ощущение, возникающее от непосредственной стимуляции органов чувств, и мысль, возникающая от возбуждения.
Инстинкты и привычки
Очевидно, что для нервного импульса всегда есть стимул, который и вызывает у человека действие. Если мы заинтересуемся связью между стимулом и реакцией. Если спросим, как получается, что конкретный стимул вызывает конкретную, а не какую-либо другую возможную реакцию, можно обнаружить два вида причин. В одном случае причинно-следственная связь устанавливается через наследственность. В другом — во время жизни человека, с помощью профессиональной подготовки.
Например, курица прячется в укрытия как только слышит крик ястреба. Царапает как только, её ноги чувствуют песок или гравий. Она клюёт когда видит вблизи насекомое. Ребёнок закрывает глаза, как только почувствует на них порыв холодного ветра. Он плачет, как только впервые чувствует боль. Сжимает пальцы, когда в первый раз почувствует к ним прикосновение. Нервная система ребёнка организована так, что в каждом из этих случаев, стимул происходит раньше конкретной, определённой реакции. Эти действия не нужно изучать.
Но в машинописи и игре на фортепиано совсем другое. Нужно узнать, на какие клавиши пианино нажимать в различных, записанных в музыкальных нотах, ситуациях. Также, прежде, чем работать на пишущей машинке, надо узнать расположение клавиш.
И в случае других привычек, мы например, находим, что никто не отвечает «81» для 9 и 9; «13» для 6 и 7; «8» для 15 и 7 и т.д., пока не стало известно о каждом конкретном случае.
Некоторые соединения между стимулом и реакцией у нас наследованные. Все остальные строятся в течение всей жизни, особенно в первые тридцать лет.
Мы говорили о связях между стимулом и реакцией, но не объяснили, что может означать эта связь. Как стимул и реакция связаны друг с другом? Связь — вопрос большей проницаемости, меньшей сопротивляемости через нервную систему в одном направлении, чем в других. Нервы — проводники для нервных токов. Когда нервный ток запускается в органе чувств, он проходит путь наименьшего сопротивления.
Некоторые нервы так организованы и соединены наследованием, что предлагают небольшое сопротивление. Это формирует готовые связи между стимулом и реакцией. Мышечные реакции, которые соединены со своими стимулами, унаследованной нервной структурой, через унаследованные связи, называются инстинктами. Те, которые соединены приобретёнными связями, называются привычки. Сосание, плач, смех — инстинктивные акты. Складывание, машинопись, игра на фортепиано — привычки.
Термин «инстинкт» может быть дан акту в зависимости от унаследованной структуры, унаследованной связи или может быть передан самой унаследованной связью. Аналогично термин «привычка» может быть дан акту, которому нам пришлось учиться или связи, которую мы сами установили между откликом и стимулом. Обычно, инстинкт означает зависимое от унаследованных структур действие, а акт зависит от созданных во время жизни связей. Большая часть нашей ранней жизни проведена в создании связей между стимулами и реакциями. Это установление связей или соединений называется обучением.
Появление наследуемых тенденций
Не все наши унаследованные тенденции проявляются сразу же после рождения, они не действуют в ранние годы детства, но появляются на разных стадиях роста ребёнка. Уже было сказано, что только, что родившийся ребёнок, закрывает веки если на них дуют. Если веки не закрываются в данный момент, они будут закрываться позже. Следовательно, надлежащая работа инстинкта или унаследованной тенденции зависит от того, достиг ли ребёнок определённого уровня развития.
Созревание инстинкта зависит как от возраста, так и от использования, то есть, от возраста животного и от суммы, имеющих инстинктивную активность, использований или упражнений. Однако самый важный фактор — возраст. Хотя наши знания о зависимости инстинкта от возраста животного, в случае человеческих инстинктов, не так уж и ясны, вопрос был изучен с цыплятами.
Эксперимент был следующим: цыплята были взяты во время их вылупления, некоторым разрешали клевать с первого дня, в то время как другие содержались в тёмной комнате и клевать им не позволяли. Когда цыплят вытащили из тёмной комнаты в конце одного, двух, трёх и четырёх дней, выяснилось, что через несколько часов они также успешно клюют, как и те, что клевали с рождения. Вероятно, если мы можем судить по нашим ограниченным знаниям, деятельность человеческого ребёнка, в основном зависит от его возраста и от состояния развития нервной системы и органов тела.
Значение унаследованных тенденций
Хотя человеческая природа очень сложна, хотя действие человека почти всегда имеет в себе некоторый элемент привычки, тем не менее, на протяжении всей жизни, мощными факторами в определении действия являются врождённые тенденции. Это сразу станет очевидным, если мы рассмотрим, как сильно мы находимся под влиянием гнева, ревности, любви, страха и конкуренции. Нам не нужно учиться завидовать, ненавидеть, любить, сражаться или бояться.
Это общие для всех членов человеческого рода эмоции, и их выражение — врождённая тенденция. На протяжении всей жизни, других влияний так воздействующих на наше поведение как и эти, нет. Итак, хотя большинство наших действий в жизни — это привычки, которым мы учимся или приобретаем, определяющие ход нашего поведения, фундаментальные влияния — наследованные тенденции.
William Henry Pyle