Даже в самом раннем детстве ребенок уже изучает и оценивает свои способности, тогда и происходит первая, еще детская самооценка личности. При чем оценивает, будучи еще маленьким и совсем беспомощным. И осваиваясь в новом, пока еще ему неизвестном мире, задает себе вопросы: «кто я, что могу?», «какие другие люди, что от них ждать?».

Конечно же тогда, все окружающие его люди были старше, умнее, сильнее, талантливее. И часто бывает, что, взвешивая свои возможности с того, абсолютно не выгодного для себя угла зрения, он решает, что как раз у него-то этих самых способностей довольно мало. Возможно именно тогда так и было. Прошло время, ребенок вырос и эти детские впечатления теперь очень далеки от реального положения вещей. Но почему-то он упрямо их придерживается, не смотря, ни на что. Хотя давно уж пора ему переоценить свое значение и изменить детское суждение о своих талантах и способностях.

Запрограммированность на низкую самооценку.

Проведем эксперимент, визуально демонстрирующий запрограммированность многих людей на свою низкую самооценку.

Для этого наденем на испытуемого человека пояс с привязанными к нему четырьмя веревками, для простоты описания давайте назовем этого человека Миша. Поставим его в центре, а четверых помощников, взявших в руки по веревке, вокруг него по кругу. Завязываем Мише глаза и кладем не далеко от него на полу три маленьких предмета.

Теперь поставим Мише задачу – максимально быстро отыскать и поднять их. Поясним ему, что держащие веревки помощники, будут поддерживать и так как он сам не видит, направлять его движение. Дальше все просто. Помощники, чуть натягивая веревки, подводят Мишу ко всем предметам по очереди. Довольно быстро все предметы найдены и подняты. Казалось бы, все прошло успешно, но это только первая часть эксперимента. Во второй части, повязки оденут помощники, а у Миши глаза останутся развязанными. Задача остается прежней, но с одним существенным дополнением. Миша ничем не ограничен и может делать что угодно.

И вот здесь начинается самое интересное. Миша начал управлять движением своих невидящих помощников – кому тянуть, а кому наоборот ослабить веревку. Эксперимент повторялся сотни раз и всегда с одним результатом, в точности повторяющим первый. Ни один из стоящих в центре, все видящих испытуемых не сообразил снять ограничивающие его свободу веревки.

Примечание. Человек запрограммирован недооценивать себя, то есть на низкую самооценку.

Теперь давайте разберемся что же произошло. В первой части эксперимента возможности Миши были ограничены, завязаны глаза. И за эти несколько минут у него сложилось мнение о своей беспомощности и зависимости от окружающих. Во второй части эксперимента, ограничения были сняты, но запрограммированность на то, что ЧТО-ТО или КТО-ТО все сделает за него, осталась.

Какие у вас веревки? Что вас держит? А нужна ли вам помощь? Что будет, если избавиться от веревок?

Как повысить самооценку.

Рассмотрим пример как можно избавиться от своих веревок и повысить свою самооценку.

Речь пойдет о семейной паре Саша и Лена. Так вот Саша жалуется, что его жена Лена, часто на него злится и по всяким пустякам начинает кричать. Причем он постоянно ее просит «не орать», но получается только хуже.

Саша себя недооценивает, опять же низкая самооценка. Он думает, что должна делать Лена (ОНА), и совсем не думает, что в этой ситуации делать ЕМУ. Так почему же Лена кричит? Оказалось, что начинается разговор спокойно. Но видя, что Саша ее не слушает, должным образом не реагирует, Лена начинает кричать.

самооценка-личности

В следующий раз, когда Лена начала кричать, Саша подошел к ней и дружеским, спокойным тоном сказал: «Лена, тебе просто кажется, что я тебя не слушаю. Я все слышу, просто в этот момент обдумываю куда мы с тобой пойдем в выходные». Лена замолчала и даже смутилась.

А Саша понял – ему не нужно просить Лену не кричать. Если он не хочет, чтоб она кричала, то может остановить ее крик сам.

Примечание. Думайте не о том, что должен сделать кто-то другой, а о том, что можете сделать сами.

Еще один пример — руководство по «управлению природой».

Двое влюбленных пошли на ближайший холм посмотреть заход солнца. Но пришли слишком рано и за время ожидания успели изрядно замерзнуть и проголодаться. Что же делать, сил ждать больше нет, а закат все не наступает и не наступает? Придумали. Двое влюбленных, как два великих мага, решили заставить солнце зайти раньше. Взялись за руки, настроились и… начали спускаться с холма. Солнце опускалось все ниже и ниже и наконец почти зашло за холм. Чуть-чуть подождать и долгожданный закат.

Так же, как эти двое влюблённых, вы можете изменить любые обстоятельства, всего лишь надо перестать пытаться изменить других и сосредоточиться на своих возможностях, то есть повысить свою самооценку.

Источник: Билл Ридлер. Общаемся с легкостью…