Внимание это вопрос относительной ясности сознания. Функция внимания объединяет мысли и действия. Это важный фактор во всех обучениях и мышлении, поскольку эффективна только внимательная часть сознания.

Внимание также связано с унаследованными тенденциями, с одной стороны, и с привычками — с другой. Если кто-то идёт в лесу и замечает что-то движущееся по деревьям, глаза инстинктивно поворачиваются так, чтобы человек мог лучше рассмотреть объект. Если услышать внезапный звук, голова инстинктивно поворачивается так, чтобы человек мог лучше слышать. Остановка, тело стоит неподвижно и жёстко, дыхание медленное и контролируемое — все для лучшего слуха.

Внимание и интерес

Различные акты внимания рефлекторны и инстинктивны. Но что такое внимание? Под вниманием мы понимаем сенсорную ясность. Когда мы говорим, что внимательно относимся к предмету или объекту, мы имеем в виду, что наше восприятие этой вещи или предмета, по сравнению с другими восприятиями и идеями, которые находятся в сознании в это же время, ясны.

Содержание сознания, восприятие и идеи, которые составляют разум в любой момент, всегда упорядочены по образцу внимательности. Некоторые из которых ясны, другие нет. Шаблон постоянно изменяется и заменяется. То, что ранее было ясно и находилось в центре сознания, в настоящее время уже неясно и в какой-то момент может полностью исчезнуть из сознания, в то время как другие восприятия или идеи займут его место.

Первый вопрос, который возникает в связи с вниманием — каковы причины внимания? Первая группа причин — наследственные и подсознание. Ребёнок обращает внимание на громкие, яркие вещи, перемещение вещей и т.д. Но, по мере взросления, основой внимания все больше и больше становятся привычки.

Иллюстрация для понимания. Представьте, что вы провели целый день на большой выставке с другом механиком. Он постоянно будет пытаться обратить ваше внимание на механизмы, хотя вам может это и не интересно. Но, он много лет работает с механизмами, и в результате, механические вещи сразу привлекают его.

Аналогично если мужчина и женщина вместе гуляют на улице и смотрят на витрины магазинов, женщина видит только головные уборы, платья, ленты и другие наряды, в то время как мужчина видит только сигары, трубки, и автомобильные аксессуары.

Каждый день своей жизни, мы нарабатываем привычки заниматься определёнными вещами. То, с чем мы неоднократно сталкивались легко привлекает наше внимание, исключая другие вещи.

Функция внимания

Внимание — объединяющий аспект сознания. В нашем сознании всегда находится много вещей, и мы не можем сразу реагировать на все. Ясная и фокусированная часть сознания — вызывает действия. Вещи, на которые мы обращаем внимание единичны.

Мы должны следить за действиями, которые пытаемся сделать привычными. В получении знаний, мы должны быть внимательны к тому, что пытаемся узнать. Фиксируя в памяти, мы должны следить за идеями, которые пытаемся исправить и сделать постоянными. В мышлении и рассуждении, эти идеи тесно связаны с ассоциациями и вниманием.

Поэтому внимание — контрольный аспект сознания. Это основа того, что мы называем волей. Сохранённые в сознании ясные и сфокусированные идеи, становятся идеями, которые управляют нашей деятельностью. Когда кто-то говорит, что он решил, он сделал выбор. Это означает, что в его сознании сохранилась определённая группа идей, исключив другие. Это идеи, которые в конечном итоге приводят к действию. И наш прошлый опыт определяет, какие идеи станут центральными и сохранятся.

interes

Обучение вниманию

Есть два аспекта обучения вниманию. (1) Мы можем научиться удерживать себя на решении задачи. Когда мы садимся за стол, чтобы учиться, как правило, много вещей нас отвлекают. На столе лежит журнал, который мы можем посмотреть, по телевизору кино, на улице солнышко, звонит друг. Но мы должны учиться. Мы поставили перед собой задачу, и мы должны стремиться к нашей цели.

Маленький ребёнок этого сделать не может. Он должен быть этому обучен. Используемые для его обучения инструменты — это удовольствие и боль, награды и наказания, которые приходят от его родителей. Постепенно, медленно, ребёнок учится контролю над собой.

Никто никогда ничего не делает, пока не сможет удержаться на задаче с фиксированной целью. Нужно научиться формировать планы на несколько недель, месяцев и лет, и неуклонно держаться их, так же как нужно держаться за учебный стол и не позволять никому себя отвлекать или вмешиваться.

Для ребёнка нет ничего более важного, чем это обучение, поскольку оно даёт ему контроль над его жизнью, над идеями, которые должны стать основными и определять его действие.

Именно по этой причине мы называем такую тренировку — тренировкой внимания. Возможно, её лучше назвать тренировкой воли. Но воля — это только внимательное сознание. Идея, которая ясна, которая держится в сознании — это идея, которая порождает действие.

Когда мы говорим, что будем делать что-то определённое, всё, что мы имеем в виду, состоит в том, что идея этого акта ясна и удерживает своё основное место в сознании, исключая другие идеи. Поэтому она переходит в действие.

(2) Только что обсуждаемое обучение можно назвать общей подготовкой внимания, дающей общую власть и контроль над нашей жизнью, но есть другой тип обучения, который конкретен.

Как в случае с упомянутым выше механиком, так и со всеми нами. Мы рассматриваем тот тип вещей, на который привыкли обращать внимание. Продолжающийся в определённой области опыт, облегчает занятие этими вещами.

Можно взять определённый предмет и работать над ним изо дня в день, год за годом. Постепенно под этот предмет окрасится весь мир. Энтомолог везде видит ошибки, ботаник — только растения, механик — только машины, проповедник — только моральные и религиозные аспекты действия, врач — только болезнь, математик всегда видит количественный аспект вещей. Идеи и восприятия, связанные с выбранной вами работой, сразу и легко откладываются в центре сознания. Другие вещи проходят мимо.

Именно по этой причине, с каждым годом своей жизни, мы становимся немного «странными». Мы рассматриваем только один аспект мира. И хотя это ослепляет в других аспектах мира, оно приносит мастерство в наших отдельных областях. Таким образом, мы можем тренироваться и практиковаться, получать общий контроль над вниманием, а также работая в определённой области или в какой-либо работе, повышать мастерство в этой области или работе. Это в какой-то мере даёт нам контроль над нашей жизнью, нашей судьбой.

Интерес

Важнейшие, представляющие интерес, элементы — внимание и чувство. Если человек очень внимателен к предмету и получает удовольствие от изучения этого вопроса, мы часто говорим, что он заинтересован в этой теме.

Поскольку важность в обучении внимания и чувств, уже была описана и получит дальнейшее развитие в следующих статьях, в связи с субъектами — привычки, память и мышление, здесь нужно сказать немного больше.

Ключ ко всем формам обучения — внимание. Ключ к вниманию — чувство. Чувство, зависит от характера ребёнка, унаследованного и приобретённого. В поиске способов пробуждения интереса, сначала мы смотрим на первоначальную природу ребёнка, на его инстинкты и эмоции. Затем, мы смотрим на приобретённые характер, привычки, идеалы, различные потребности, которые развились в жизни человека. Многие психологи переоценивают оригинальный характер ребёнка как основу для интереса и не уделяют достаточного внимания приобретённому характеру. Мы не должны слишком много спрашивать о потребностях ребёнка, но они должны быть.

Потребности можно создать. Природа ребёнка, в некоторой степени, может быть изменена. Поэтому проблема возбуждения интереса заключается в том, чтобы найти в природе ребёнка основу для его внимания и удовольствия. Если основа не найдена, она должна быть создана. Как это может быть сделано, как можно изменить человеческую природу — в некоторой степени основная проблема психологии.

William Henry Pyle