Содержание

Обучение привычкам, правила их формирования и передача обучения привычкам в школе и дома.

Обучение привычкам в школах

Основная цель многих школьных учреждений — приобретение навыков в определённых процессах. Как объяснялось ранее, мы можем стать искусными в действии только его повторением. Поэтому в тех предметах, в которых основная цель — приобретение навыка, необходимо много повторений.

Это повторение называется упражнением. Вопрос об экономической процедуре упражнений уже рассмотрен, но есть определённые, связанные с упражнениями проблемы, которые нужно обсудить дополнительно.

Упражнение — обычно самая трудная часть школьной работы. Оно становится монотонным и утомительным. Кроме того, упражнение — всегда средство. Это средство, с помощью которого мы становимся эффективными.

Возьмите, к примеру, письмо. Это не самоцель. Это средство, с помощью которого мы выражаем мысли. Чтение — это средство, с помощью которого мы можем узнать мысли других. Изучая иностранный язык, мы осваиваем элементарные инструменты, позволяющие нам узнать мысли людей говорящих на другом языке.

Раньше было принято, что почти вся школьная работа заключалась в упражнениях. И очень небольшая часть этой работы была интересна сама по себе.

Восставая против такого рода обучения, многие современные преподаватели пытались спланировать учебную программу, которая была бы интересна ребёнку. В школах, которые следуют этой идее, мало или вообще нет упражнений, чистых и простых. Нет работы, которая выполняется с единственной целью приобретения навыков. Работа настолько спланирована, что, выполняя её, ребёнок, будет вынужден сделать необходимые действия и тем самым повысить эффективность.

В арифметике не происходит простого сложения, вычитания, умножения или деления, всё построено так, что эти действия выполняются в сочетании с чем-то другим, интересным само по себе. Например, ребёнок играет в магазин и должен сложить продажи. Ребёнок играет мешком с горохом и должен посчитать горошины. Полученная таким косвенным образом практика, известна как случайные упражнения. Прямые упражнения состоят из прямого подхода. Мы хотим эффективности в сложении, её и практикуем, сложение как таковое, а не что-то случайное.

Этот план случайных упражнений находится в гармонии с принципом интереса. Однако, есть несколько вещей, которые должны быть рассмотрены. Правильная процедура, казалось бы, заключается в том, чтобы узнать, в каких направлениях ребёнку нужно будет овладевать навыками, а затем помочь ему получить их самым экономичным способом и в надлежащее время.

Природа так сделала нас, что нам нравится делать что-то новое. Когда мы научили ребёнка складывать и вычитать, ему нравится выполнять эти операции, потому что они доставляют ему удовольствие. Поэтому может быть разрешено много повторений, и за счёт прямого подхода к практике будет приобретено много навыков. Когда интерес упал, случайные упражнения могут его поднять и помочь изучению предмета.

Детям нужно понять — для того чтобы делать определённые вещи, должны быть приобретены некоторые навыки. И они должны принять некоторые вещи на авторитете старших. Их следует научить применять свои умения и уделять все своё внимание тому, что должно быть сделано. У них может быть выработано стремление к эффективности.

Для добавления интереса к упражнениям иногда может эффективно использоваться дух соревнования. Конечно, должны быть интерес и внимание и если они не могут быть обеспечены одним способом, то должны быть достигнуты другим.

Эксперименты показали ценность номинальных упражнений, т. е. упражнений для тренировки. Если разделить арифметический класс, и одной его половине дать на тренировку основных операций несколько минут каждый день, а другой нет — получившая упражнения половина приобретает гораздо больше навыков в основных операциях и, кроме того, лучше разбирает проблемы, чем половина, которая не имела упражнений.

Объяснение последнего факта, несомненно, заключается в том, что получающие упражнение учащиеся, приобретают такую эффективность в фундаментальных операциях, что это не вызывает у них проблем, оставляя энергию для обоснования проблем.

Экспериментально доказано, что прямой метод обучения орфографии — более эффективен, чем косвенный метод. Не следует удивляться, что это так. В прямом подходе действие, которое мы пытаемся выучить, непосредственно доводится до сознания, получая необходимое для наиболее эффективной практики формирования привычек, фокусное внимание.

Если кто-то хочет научиться хорошо кидать мяч, он вынужден его кидать, изо дня в день, утром, днём и вечером. Это не делается опосредованно. Если вы хотите стать хорошим стрелком из винтовки, возьмите винтовку и идите стрелять. Аналогично, если вы хотите стать хорошим математиком, единственный способ сделать это — начать считать и не что другое.

Конечно, любой, побуждающий ребёнка понять, что он должен приобрести определённые привычки, метод — правилен и уместен. Мы должны сделать все возможное, чтобы дать ребёнку желание и интерес к тому, что он пытается делать. Но нет никаких причин, почему дело не должно делаться напрямую.

Правила формирования привычки

Какие у формирования привычек могут быть правила? Очевидный ответ заключается в том, чтобы действовать в соответствии с установленными принципами. Однако, объединим наиболее важные из этих принципов в форме правил, которые могут служить в качестве руководства и помочь в формировании привычек.

  • Получить инициативу.

Под этим подразумевается, что человек, формирующий привычку, должен иметь для этого некоторую обоснованную причину, какой-то требуемый результат. Этот принцип будет иметь очень мало пользы для детей младшего возраста, только для достаточно взрослых, которые могут оценить причины и результат. Например, в арифметике, ребёнок должен видеть, что может быть достигнуто, если он обладает определёнными навыками в сложении, вычитании и умножении. Молодой человек не всегда может понять, почему должна быть сформирована определённая привычка. Для самых маленьких детей практика должна быть в форме игры. Но когда ребёнок достаточно вырос, чтобы думать, должны быть разработаны идеалы и цели, причины и объяснения.

формирование-привычки

  • Получить практику.

Если вы хотите иметь навык, вы должны практиковать. Регулярно тренируйтесь, тренируйтесь и тренируйтесь. Бросьте на результат всё, как будто то, что вы делаете это самая важная вещь в мире. Упражняйтесь в хороших условиях. Не думайте, что любые виды практики будут работать. Постарайтесь создать такие условия, чтобы они позволили вам сделать наилучшую работу. Такие условия не создаются случайно. Вы должны сделать их. Вы должны сделать выгодные условия. Вы должны изыскивать возможности для тренировки. Вы должны понимать, что ваша жизнь находится в процессе становления, что вы делаете её, что она в значительной степени состоит из привычек. Эти привычки, вы создаёте сами. Они строятся только на практике. Получите практику. Когда вы практикуете, выполняйте психологические условия. Работайте в наиболее благоприятных условиях. Что относится к продолжительности периодов, интервалов и т. д.

  • Не допускать исключений.

Вы должны полностью понимать большое влияние исключений. Когда вы начинаете формировать привычку, не позволяйте ничему вас отвлекать от намеченного курса. Эта привычка должна стать некоторой фундаментальной моральной привычкой, как таблица умножения, последовательной, без колебаний. Нет ничего сильнее, чем последовательное действие, и нет ничего слабее, чем сомнения, колебания, неопределённое действие. Имейте упорство быка и регулярность движения планет.

Передача обучения привычке

Теперь наша задача — выяснить, помогает ли одна привычка формировать другую. В некоторых случаях это происходит. Результаты недавнего, выполненного в лаборатории педагогической психологии университета Миссури, эксперимента покажут, о чём речь.

К примеру, было обнаружено — человек раскладывал карточки в определённые стопки и достиг в этом большого мастерства, затем карточки или нумерация стопок была изменена. В этом случае, человек узнаёт новую нумерацию или значение карточек гораздо быстрее, чем раньше. Аналогично, если вы научились работать на пишущей машинке с определённой формой клавиатуры, научиться управляться с другой клавиатурой гораздо проще, чем изучать первую.

передача-обучения

Вероятно, что объяснение этой очевидной передачи состоит в том, что в двух случаях есть общие элементы. Некоторые бонусы первой привычки доступны во второй. В случае раскладывания карточек, также выполняются многие общие элементы. Возможность чтения нумерации стопок и карточек. Фактическое движение руки в конкретном поле одинаково независимо от номера стопки. Приобретается схема сопоставления и размещения стопок, схема, которая будет работать в обоих случаях.

Но предположим, что человек потратил 15 дней на раскладывание карт по одной схеме нумерации, затем нумерация изменяется и проходит ещё пятнадцать дней с новой нумерацией. В конце вторых пятнадцати дней, у человека появится больше навыков, чем в конце первых пятнадцати дней.

Фактически, человек в течение пяти дней получит столько навыков в новом методе, сколько было приобретено в течение пятнадцати дней первого метода. Однако и это важный момент, скорость работы по новому методу не так велика, как та, что получилась бы, если бы эти тридцать дней, все время использовался один из способов. Прямая практика в отношении конкретной привычки всегда наиболее эффективна.

Наверное, нельзя изучать одну вещь только потому, что она может помочь в изучении чего-то другого, так как что-то другое, может быть изучено более экономично, с помощью прямой практики.

Изучение одного языка, вероятно, помогает в изучении другого. Год, потраченный на изучение немецкого языка, вероятно, поможет изучать французский язык. Но, потраченные на изучение французского языка, два года, дадут больше пользы в его освоении, чем один год изучения немецкого, а затем год французского языка.

Если единственная причина изучения в том, что оно помогает в освоении чего-то другого, оно должно быть исключено из учебного плана. Например, единственная причина изучения латыни заключается в том, что она помогает изучать в грамматике английский или французский язык, или даёт больший словарный запас в английском языке из-за знания латинских корней. Изучение латыни этим не может быть оправдано. Поскольку все эти результаты могут быть достигнуты намного экономичнее и лучше, прямым путём. Конечно, если латынь сама по себе имеет какой-то смысл, то эти побочные продукты должны быть использованы.

Истина в том, что привычки — очень конкретные вещи. Определённый стимул даёт определённый отклик. Мы должны решить, какие привычки нам нужно установить, а затем с помощью прямых и экономичных упражнений, выработать эти привычки.

Это правда, что, проводя некоторое обучение, мы приобретаем привычки, которые имеют гораздо большую применимость в жизни, чем могут быть получены из других упражнений.

Когда человек приобретает различные дополнительные привычки, он обладает навыками, которые будут использоваться почти во всём, что будет предпринято позже. Например, языковые привычки, привычки письма, правописания, моральные привычки и т. д. имеют универсальную применимость. Всякий раз, когда кто-то предпринимает попытку сделать что-то, связанное с уже сформированной привычкой, эту вещь сделать легче, в силу этой привычки. Невозможно научиться умножать одно число на другое, например, 8 675 489 на 439 857, без предварительного обучения.

Кажется, что все это связано с идеей передачи обучения. Человек перемещает необходимые в новой вещи действие, идею, отношение или точку зрения, тем самым её облегчая. Например, многие из приобретённых при изучении зоологии методов, непосредственно применимы при освоении ботаники. Но так же, можно приобрести привычки в одном деле, которые будут прямым препятствием в изучении другого. Отбивание в бейсболе не подходит для игры в теннис. Изучение литературы и философии, вероятно, не подходит для изучения экспериментальной науки, потому что методы освоения сильно отличаются, в какой-то мере антагонистичны.