Обучение морали — это та подготовка, которая подготавливает человека к жизни среди его товарищей. Готовя нас создавать отношения с нашими собратьями так, чтобы они были хорошими как у нас к ним, так и у них к нам. В частности, это обучение честности, правдивости, симпатии и трудолюбию. Существуют и другие факторы морали, но эти самые важные. Сразу видно, что моральное обучение — самое важное из всех видов обучения. Во всяком случае, это мнение общества.

Если человек не справится со своими отношениями с товарищами, он наказывается. Если эти отношения очень плохи, полностью отнимается его свобода. В некоторых случаях до смертной казни. Обучение морали, не только самое важное, но и самое сложное. То, что могут делать в этой области государственные школы, весьма ограничено. Обучение, которое ребёнок получает на улицах и дома, почти полностью перекрывает его.

Природа морального обучения

Хороший человек — тот, кто в нужное время, делает правильные социальные вещи. Чем полнее и последовательнее это делается, тем лучше. Какое обучение может дать уверенность в соответствующих моральных действиях? Чтобы дать ребёнку эту уверенность, можно сделать две вещи. Ребёнка можно привести к формированию правильных идеалов действий и правильных привычек действий.

Под идеей действия мы подразумеваем, что ребёнок должен знать, что такое правильное действие, и иметь желание это сделать. Привычки действий приобретаются только через действия. От продолжения действий определённого рода развивается тенденция к этой конкретной мере. Человек — это совокупность его тенденций к действиям.

Эти тенденции могут разрабатываться только практикой, через повторение. Таким образом, обучение морали имеет ту же основу, как и все другие обучения, то есть, привычки. Та же процедура, которую мы используем в обучении ребёнка таблице умножения используется и в разработке честности. В случае с таблицами у нас ребёнок, говорит, что восемь умножить на семь равно пятьдесят шесть. Он повторяет это, пока не станет делать мгновенно, автоматически. Честность, правдивость и другие моральные добродетели могут устанавливаться таким же образом.

Домашнее обучение морали

Дом — наиболее важный фактор моральной подготовки. Это во многом объясняется важностью ранних привычек и отношений. Послушание родителям и уважение к власти, которые в значительной мере лежат в основе всего другого обучения морали, должны быть обеспечены в ранние годы детства. Ребёнок не ходит в школу примерно до шести лет. В этом возрасте закладывается много основ морали. Если ребёнок не учится строгому послушанию в первые два — три года жизни, вряд ли он когда-либо этому научится. Без привычки к полному послушанию трудно установить любую другую хорошую привычку.

Родители должны понимать, что обучение морали, в значительной мере, состоит из создания привычки и должно идти на систематической основе. По мере возникновения в начале жизни ребёнка различных ситуаций, родители должны получать от него соответствующие реакции. Когда ситуации повторяются, вновь должны быть даны правильные реакции. Родители должны продолжать настаивать на этих реакциях, до формирования тенденции правильного отклика на возникшую ситуацию. После дальнейших повторений, реакция приходит автоматически. Хороший мужчина или женщина — это тот, кто делает правильные вещи, как показывает сама ситуация, делает это, как само собой разумеющееся, потому что это его природа. Он даже не думает делать неправильные вещи.

обучение-дома

Одним из главных факторов в обучении ребёнка морали является последовательность. Родители должны непреклонно требовать в соответствующей ситуации правильных действий. Хорошие привычки не образуются, если родители настаивают на надлежащих действиях в один день, но на следующий день позволяют ребёнку делать другое.

Родители должны планировать нужные к формированию у детей привычки и реализовывать эти планы систематически, осуществляя постоянную заботу. Родители и дети также выиграют от чтения плана, используемого Франклином. Франклин понял, что человек — это структура, которую он строит сам и организовывал это строительство систематически. В течение определённого времени он практиковал одну добродетель, не допуская никаких исключений в этой единственной добродетели. Когда этот аспект его характера приобрёл прочность, он добавил другую добродетель и затем попытался сохранить идеальными их вместе.

Школа и моральная подготовка

В этой, как и во всех других формах обучения, школа — дополнение к домашнему воспитанию. Учитель должен иметь в виду те привычки и идеалы, которые пытаются установить дома и оказывать помощь в укреплении связей. Школа, в развитии привычек и симпатии среди детей, может сделать многое. Она может развивать гражданские и социальные идеалы и привычки. Только возникает один вопрос — как ей это лучше всего делать. Следует ли нравственные идеалы прививать систематически и должны ли быть сформированы определённые привычки или нужно внушать разные идеалы и развивать их по необходимости? Эта проблема на уровне экспериментов, следует использовать тот метод, который даёт лучшие результаты. Вполне возможно, что один учитель может использовать один метод, в то время как другой будет иметь лучшие успехи с другим методом.

На много важнее, чем систематичность или случайность метода, сделать это жизненно важным для рассмотрения. Нужно точно знать, что простое знание правильного действия, его не обеспечит. Таким простым вещам, как знание, что делать во всех важных жизненных ситуациях, ребёнка можно научить всего за несколько часов. Но это не гарантирует, что отныне он всегда будет делать правильные вещи.

obuchenie-shkola

Есть только два способа, с помощью которых мы можем получить какие-то гарантии того, что будут правильные действия. Первый способ — обеспечить правильные привычки и реакции. Мы должны создать тенденции к действиям. Тенденции зависят от предыдущих действий.

Второй способ заключается в том, чтобы помочь ребёнку анализировать моральные ситуации и смотреть, какие результаты будут следовать после различных видов действий. Так у ребёнка может быть разработано желание сделать то, что принесёт другим радость и счастье, а не боль и печаль. Но, для того, чтобы гарантировать правильные моральные действия, одного анализа моральных ситуаций не достаточно. Обязательно должна быть практика делать правильные вещи. Ситуация, чтобы обеспечивать его в следующий раз, должна создавать правильный отклик. Первое, что важно в моральной подготовке — разработка привычки. Затем, когда ребёнок не много повзрослеет, он сможет укрепить свои привычки, тщательно проанализировав проблему, почему нужно действовать так, а не по другому. Это добавляет мотив, а мотив даёт силу и уверенность.