Содержание
Напряжение в голосе — отличительная черта нашего времени. Нервы, постоянная спешка, возбуждённые больные желудки — всё это никак не способствует уменьшению этого напряжения.
Напряжение в голосе
Один старый замечательный учитель дикции постоянно говорил: «древние верили, что душа человека находится здесь», и показывал на ямку в животе. «Я не знаю, правда это или нет — но я точно знаю, что душа голоса здесь — а вы, в своём горле, выжимаете жизнь из слова, и оно рождается мёртвым.»
Этот старый артист говорил правду — мы, люди, большинство из нас, выжимаем жизнь из наших слов, и они рождаются мёртвыми. Мы выжимаем жизнь из-за напряжения, которое пронизывает нас и особенно отражается в наших голосах. Наше горло напряжено и закрыто. Наши желудки напряжены и возбуждены. У многих из нас слово умерло ещё до его рождения.
Понаблюдайте, как люди разговаривают в очень шумном месте. Послушайте, как они кричат во все горло, чтобы перекричать шум. Подумайте о количестве нервной силы, которую они используют в своих усилиях быть услышанными.
Когда мы находимся в самой гуще сильного шума и хотим, чтобы нас услышали, нам нужно сделать так, чтобы наш голос отличался от шума вокруг нас. Мы можем лучше быть услышаны, если понизим свои голоса до более низкой тональности. Это лучше, чем их поднимать на более высокую тональность. А чтобы опустить свой голос на низкую тональность требуется гораздо меньше усилий, чем напрягаться до высокой.
Представьте себе, что вы разговариваете с кем-то полчаса на шумной фабрике — и после разговора более спокойны, чем в начале. Потому что, для понижения голоса, вы должны сбросить лишнее напряжение, а сброс избыточного напряжения всегда успокаивает.
Попробуйте этот эксперимент в следующий раз, когда вам придётся поговорить с кем-то на шумной улице. Конечно, сначала побороть привычку перекрикивать шум колёс будет очень сложно. Кажется невозможным, чтобы нас услышали, если мы говорим ниже. Трудно понизить свой голос и удержать его там. Но если мы будем настойчивы, пока не сформируем новую привычку, изменения будут заметными.
На этом пути есть ещё одна трудность. Тот, кто слушает нас, может иметь привычку слышать голос в высокой тональности, и поэтому ему сначала трудно приспособиться слышать низкий голос. И, как следствие, он будет настаивать на том, что низкий тон не может быть легко услышан.
Кажется любопытным, но наши уши могут быть настолько привычны к ожиданию крика, что не могут без позитивного усилия перестроиться и слышать более низкий тон. Но это так. Поэтому мы должны помнить, чтобы быть полностью успешными в разговоре под шум, мы должны попросить своих слушателей изменить привычку слушать.
Результат как для говорящего, так и для слушателя стоит усилий.
По мере того, как мы привычно понижаем тембр голоса, наши слова постепенно перестают быть «рождёнными мёртвыми». С низким голосом всё, что имеет отношение к голосу, более открыто и гибко, и может более оперативно реагировать на то, что рождено в наших умах.
Голос в напряжённом споре
Более того, сам голос может отреагировать на нашу склонность. Когда женщина возбуждена в споре, особенно если она теряет самообладание, её голос будет повышаться всё выше и выше, пока не достигнет почти визга. И иногда, когда две женщины «спорят», можно сказать, мы слышим «кошачьи вопли».
Но если одна из этих женщин сможет понять, что она начинает напрягаться в своих аргументах и понизит голос, снижая плохой эффект на себя, и другая женщина прекратит «кошачьи вопли».
«Кошачьи вопли» — уродливые слова. Они описывают отвратительный звук. Если вы когда-нибудь начнёте использовать такой ужасный крик в споре — скажите себе «кошачьи вопли», «кошачьи вопли,» «я уже не давно так орала». Это с такой ясностью выявит уродство слов и звука, что вы искренне начнёте думать о более спокойной манере говорить.
В следующий раз, когда вы начнёте напряжённый спор, и ваш голос начнёт повышаться, повышаться, и ещё раз повышаться — что-то шепнёт вам на ухо, «кошачий вопль», и вы сразу же, в целях самообороны, понизите свой голос или вообще прекратите говорить.
Называть уродливые вещи своими уродливыми именами — правильно. Это помогает нам видеть их в их истинном свете и делает нас более серьёзными в наших усилиях полностью от них избавиться.
На одном большом приёме, общий шум разговоров казался рёвом. Как вдруг один пожилой человек встал со стула и призвал остальных к «молчанию». В установившейся тишине, он сказал: «Предполагалось, что каждый человек в этой комнате должен говорить более низким тоном».
Реакция была немедленной. Все продолжали говорить с тем же интересом, только более низким тоном. А результат был и восхитительным, и успокаивающим.
Наверняка с полдюжины, сказали себе: «какая наглость». Возможно, это было «нагло», если вы так для себя считаете — но большинство людей решило принять такое пожелание вещей как данность, что принесло более спокойную атмосферу и счастливую смену тона.
Теофиль Готье говорил, что голос ближе к душе, чем любая другая выразительная наша часть. Это, безусловно, очень яркий показатель состояния души. Если мы приучаем себя прислушиваться к голосам окружающих, то всё отчётливее станем обнаруживать в них различные качества мужчины или женщины. А если мы становимся чувствительными к напряжению в собственных голосах и сразу же отбрасываем его, то чувствуем пропорциональный выигрыш.
Один слепой доктор, обычно говорил о характере человека по тону его голоса. Мужчины и женщины часто приходили к нему как к хироманту, чтобы он описал их характер.
Как-то одна женщина заговорила с ним серьёзно, и он ответил: «Ваш голос настолько хорошо воспитан, что в нём нет ничего от вас — я не могу сказать, кто вы на самом деле». Единственный способ культивировать голос — это открыть ему лучшие возможности — не учить его владельца позировать или имитировать красивый тон. Такие тона всегда искусственны и нереальность в них легко и быстро распознаётся слухом.
Большинство великих певцов отъявленные лицемеры. В их тоне нет ничего от них самих. Проблема в том, чтобы иметь действительно красивый голос, за которым должна стоять действительно красивая душа.
Если вы сбрасываете напряжение своего голоса в споре ради того, чтобы получить более ясный ум и встретить своего противника без сопротивления, ваш голос помогает вашему уму, а ваш ум помогает вашему голосу.
Они действуют и реагируют друг на друга с взаимной выгодой. Если вы понижаете тон своего голоса ради того, чтобы он стал более тихим, и таким образом более приятным и полезным для окружающих, то опять-таки умственное или моральное усилие и физическое усилие помогают друг другу.
Низкий, тихий голос в значительной степени добавляет привлекательности любой женщине. Привычка говорить тихим, спокойным тоном делает её более чувствительной к беспокойным внешним тонам, и поэтому поможет ей их улучшить.