Содержание

Очередная рассматриваемая метапрограмма определяет степень терпимости человека к всевозможным изменениям, потому и называется метапрограмма «сравнения».

Как и везде в этой метапрограмме существует две полностью противоположные крайности.

Метапрограмма «сходство».

Эта метапрограмма нацелена на стабильность, незыблемость, сбережение и стремление уменьшить любые перемены. Люди этой метапрограммы обычно консерваторы и комфортно себя чувствуют только в привычных, константных условиях. Имеют тенденцию везде и во всем находить общие признаки (отлично отслеживается в беседе с ними). Эти люди прекрасно переносят однообразную, рутинную работу. А вот всякие неожиданности и нововведения пугают их как своей неопределенностью, так и невозможностью более-менее точного прогнозирования рисков. В разговоре они часто пользуются следующими речевыми оборотами: «эта вещь очень похожа на такую же в соседнем магазине», «это абсолютно одинаковые вещи», и так далее. Заметили близость этой метапрограммы с метапрограммой на уклонение от неудач? А в сочетании прям человек-неудача.

Люди с метапрограммой сходство предпочитают классику, ценят привычное, стандартное. Их комфортная рабочая среда – медленное развитие, отсутствие скачков и эксцессов. В противоположном случае единственное оптимальное решение – увольнение. При чем выражая сожаление они обычно говорят: «были постоянство, стабильность, а теперь непонятно что». Однажды освоив метод выполнения какой-либо конкретной задачи, эти люди могут заниматься ей весьма долго и в конечном итоге, даже достигнуть в ней определенного успеха. Что-что, но это люди ответственные. Люди с консервативной метапрограммой, как правило, умеют идти на компромиссы и не конфликтны. Что способствует наличию постоянных, старых друзей, стабильно уважаемых и любимых – ведь искать новые знакомства они не любят.

Метапрограмма «различие».

Все перечисленные характеристики — кардинальное различие между людьми с метапрограммой «сходство» и «различие». Так как лозунгом для человека с восприятием «различие» можно считать – революцию. Их влечет все новое: социальные связи, новые знакомства и так далее, что порой радикально перестраивает их личные взаимоотношения. Из-за постоянного влечения к новым видам деятельности, однообразная работа их тяготит, а достижение успеха приводит к потере всякого к ней интереса. Именно из такого типа людей получаются самые лучшие маркетологи, менеджеры по продажам и креативщики. Правда менеджер по продажам, все же должен обладать какой-то долей противоположной метапрограммы, оберегающей от конфликтов с клиентами.

метапрограмма-различие

Не редко конфликты возникают именно из-за неспособности не увлекаться второстепенным. Клиент говорит: «это одно и тоже», менеджер, обладатель восприятия «различие» — «да вы, что, совершенно другое».

Людям, ориентированным на различие, характерны такие фразы: «нет, эти вещи совершенно разные», «предмет сильно отличается от ранее виденного». Бесконфликтный человек, с восприятием «сходство», деталями вообще не интересуется.

Беседу с людьми, носителями метапрограммы «различие», нужно строить на сопоставлении оценок объектов и качественных свойств. То есть: «пора бы тебе сменить машину, так как новая будет гораздо совершеннее старого авто», или «гляди, это абсолютно новая вещь, значительно лучше старой».

Для выявления этой метапрограммы сравнения, нужно задавать вопросы носящие сравнительный характер, например, «сравни пожалуйста свою новую машину с предыдущей». Человек отвечающий «машина примерно такая же, как и была до этого, но ест меньше бензина» — велика вероятность ориентированности на сходство. Другой, отвечающий: «да ты что, старая машина еле ехала, жрала много бензина, а эта просто летает и бензина почти не потребляет» — скорее всего с метапрограммой различие.

Источник: Записки профайлера. Анна Кулик…