Содержание

Мы выяснили, что такое привычки. Теперь давайте посмотрим, что они для нас делают. Какая нам польза от формирования привычек? Как, после этого, мы отличаемся от тех, кем были раньше? Чтобы лучше ответить на эти вопросы, рассмотрим конкретные случаи.

Польза от привычек

Мы дадим результат фактического эксперимента, в котором приняли участие десять студентов университета. За первые полчаса практики они печатали в среднем 120 слов. В конце сорока пяти часов практики, они печатают в среднем 680 слов за полчаса. Это было увеличение скорости на 560 процентов.

Профессиональная машинистка за полчаса может напечатать около 3000 слов. Такая скорость требует практики более чем сорок пять часов и достигается только лучшими операторами.

grafik

Верхний график показывает улучшение скорости группы студентов, работающих по два часа в день. Нижняя кривая показывает улучшение работы группы в течение полутора часов в день.

В предшествующем эксперименте ученики, также улучшили точность. В начале работы они за полчаса делали 115 ошибок. По окончании практики, с гораздо большей скоростью, за полчаса они делали всего 327 ошибок. Фактическое количество ошибок увеличилось на 280 процентов. Таким образом, увеличение ошибок было вдвое меньше, чем увеличение скорости. Это, конечно, было значительное увеличение точности, поскольку скорость увеличилась до 5,6 раз от начального, ошибки увеличились лишь в 2,8 раза.

Субъекты в этом эксперименте уделяли гораздо больше внимания скорости, чем точности. Если бы они акцентировали своё внимание на точности, в конце практики они бы делали почти идеальную работу, и их скорость была бы несколько меньше. Поэтому практика не только развивает скорость, но и развивает точность.

nabor_teksta

Есть и другие результаты. В начале работы с пишущей машинкой много потерь энергии и большая усталость. Потеря энергии происходит от использования ненужных мускулов, а усталость отчасти объясняется этой потерей энергии. Но даже если не считать этой отработанной энергии, привычный акт выполняется с меньшей усталостью. Различные мышцы лучше выполняют свою работу. Следовательно, в результате привыкания увеличивается скорость и точность, уменьшается трата энергии и усталость.

Если мы посмотрим не на изменения в нашей работе, а на изменения в себе, изменения в нашем сознании из-за формирования привычек, мы находим и другие результаты. В начале практики с пишущей машинкой все внимание ученика занято работой. Когда вы учитесь новому делу, внимание не может быть разделено. Весь ум должен быть посвящён работе. Но после того, как вы практикуете это несколько недель, можно управлять пишущей машинкой, думая о чем-то другом. Мы говорим, что привычный акт опускается на более низкий уровень сознания, а это означает, что по мере того, как привычка становится все более фиксированной, все меньше внимания уделяется соответствующим действиям.

Повышенное умение даёт нам удовольствие, а также уверенность в нашей способности делать что-то. В соответствии с этой внутренней уверенностью растёт внешняя уверенность. В нашей работе есть большая объективная определённость и соответствующая внутренняя уверенность. Объективно мы считаем, что человек, наблюдающий за нашей работой, все больше и больше уверен в нашей способности её выполнять, и сами чувствуем уверенность в своих силах.

Теперь, когда мы показали результаты привыкания, рассмотрим дополнительные иллюстрации.

В игре на фортепиано стимулы — это, записанные в музыке ноты. Мы видим ноты, занимающие определённые места в нотной линейке. Расположение нот в определённом месте означает, что мы должны нажать на определённую клавишу. Сначала реакция медленная, мы должны отслеживать каждую ноту на клавиатуре. Более того, мы совершаем много ошибок. Мы нажимаем неправильные клавиши так же, как и на машинке. Нам неудобно, делаем много ненужных движений, и работа скучна и утомительна.

igra_fortepiano

После длительной практики скорость, с которой мы можем манипулировать клавишами при игре на пианино, удивительна. Наша игра становится точной, совершенной. Мы делаем это с лёгкостью, без лишних движений. Став опытными, мы можем играть на пианино, не обращая внимания на реальные движения рук. Мы можем играть на фортепьяно, концентрируясь на смысле музыки, разговаривая или размышляя о чем-то другом. Как правило, удовольствие и уверенность приходят с умением. Игра на фортепиано сложной пьесы включает в себя умение, которое является одним из самых сложных достижений человека. Это возможно только благодаря привыканию к фортепианным движениям.

Черепица на крыше хорошо иллюстрирует различные аспекты привыкания. Профессиональный плотник не только укладывает больше черепиц в день, чем любитель, но он делает это лучше, с большей лёгкостью и с гораздо меньшей усталостью. Плотник точно знает, сколько он может сделать за один день, и каждое конкретное движение уверенно и безошибочно. Плотник уверен в себе и обычно гордится своей способностью, получая удовольствие от своей работы.

Операции в арифметике иллюстрируют больше результатов привыкания. Практика обеспечивает дополнительную скорость и точность. Через несколько недель мы можем значительно увеличить нашу скорость и точность в суммировании или других арифметических операциях.

Вышеприведённые примеры достаточны, хотя их можно неограниченно умножить. Почти любая привычка, будет ясно отображать большинство названных результатов. Наиболее важные аспекты привыкания, можно суммировать одним словом — эффективность. Привычка даёт нам скорость и точность. Скорость и точность означают умение. Умение означает эффективность.

Как формируются привычки

Из сказанного выше ясно, что существенным в привычке является определённость связи между стимулом и откликом, между ситуацией и реакцией на ситуацию. Наш вопрос в том, как установлена эта определённость связи? Ответ заключается в повторении.
Давайте рассмотрим вопрос на конкретном случае, например, научиться играть на пианино. В игре на фортепиано стимул исходит из напечатанной на нотном стане музыки. Нота, имеющая определённое расположение в нотном стане, указывает на то, что должна быть нажата определённая клавиша.

Учителя музыки говорят, что клавиши на фортепиано соответствуют различным нотам на партитуре, или мы можем узнать эти факты из других источников. Не имеет значения, как мы это узнаем. Но после того, как мы узнаем эти факты, у нас должна быть практика, которая даст нам навыки.

Простое знание этого, не сделает нас пианистами. Чтобы стать искусным, мы должны много практиковать, и не только в том, чтобы ударять по клавишам, обозначенным различными позициями нот, но и с различными комбинациями этих нот. Например, нота во второй партитуре показывает, что игрок должен ударить по клавише, известной как «А.» Но «A» может нажиматься с любой из других нот, может предшествовать им или следовать за ними. Поэтому мы должны иметь практику в нажимании клавиши «А» во всех этих ситуациях.

Для того, чтобы иметь навыки в игре на фортепиано, мы должны отыграть много выступлений. Мы должны быть в состоянии читать ноты точно и быстро. Мы должны практиковать так много, чтобы в момент, когда мы видим определённую комбинацию нот на партитуре, наши руки сразу выполняли надлежащие действия. Мы должны знать не только, какие клавиши на фортепиано соответствуют различным нотам музыки, ноты имеют и временное значение, которое мы должны изучить. Некоторые из них должны звучать коротко, другие более длительное время. У нас есть восьмые, четверти ноты, половина ноты, и т.д. Кроме того, музыкальная сигнатура, указанные диез или бемоль, меняют всю ситуацию в целом. Если в музыке записана «А диез», хотя «A» и указана в партитуре, мы должны играть не белый ключ, известный как «A», а чуть выше чёрный, известный как «А диез».

Вкратце в фортепианной игре, стимул происходит от напечатанных в нотном листе символов. Движения, которые соответствуют этим символам весьма сложны и требуют месяцы и годы тренировки. Мы должны подчеркнуть тот факт, что только практика даёт результат, годы практики. Но после этих лет практики, можно играть кусок музыки на взгляд; то есть первый стимул отлично определяет очень сложный отклик. Такой вид исполнения — одно из самых высоких умений, которое выполняет человек.

Чтобы получить умение, нужно практиковать. Но простого повторения не достаточно. Чтобы практика была наиболее эффективной, нужно всецело думать над тем, что делаешь. Если вы делите своё внимание между практикуемыми действиями и чем-то другим, эффект от практики в фиксации и совершенствовании привычки незначителен.
Когда мы строим новый нервный путь, который должен быть основой новой привычки, нервные энергии не должны быть разделены. Всю доступную нервную энергию следует посвятить действию, которое мы повторяем. Это ещё один способ сказать, что, когда мы практикуем установление привычки, мы должны следить за тем, что мы делаем, и ни чем другим.

Но после того, как привычка однажды твердо укоренилась, мы можем, при выполнении привычного действия, заниматься другими вещами. Привычное действие будет продолжаться само по себе. Затем, можно сказать, что для того, чтобы иметь возможность делать вещи с небольшим или вообще без внимания, мы должны уделять им много внимания первоначально.

Ещё один важный фактор в формировании привычки — удовольствие. Действие, которое мы практикуем, должно доставлять нам удовольствие, пока мы его делаем или его результат. Приятные результаты ускоряют формирование привычки. Когда мы практикуем действие, к которому у нас нет никакого интереса, прогресс происходит медленно или не происходит вообще. Представляющие интерес элементы — внимание и удовольствие. Если мы добровольно участвуем в каких-то вещах и их производство или результаты даёт нам удовольствие, мы говорим, что заинтересованы в них. Секрет успешной практики — интерес. Неоднократно в лабораторных экспериментах случается, что студент теряет интерес к выполнению какого-то задания и делает мало, не прогрессируя. Одна из самых больших, связанных с формированием привычки, проблем — поддержание интереса.

Фактор, который препятствует формированию привычки — исключения. Если стимул, вместо того чтобы дать соответствующий отклик, производит некоторые другие действия, есть вмешательство в формировании желаемой привычки. Эффект от исключения больше, чем простое игнорирование практики. Исключение открывает другой путь и стремится сделать будущее неопределённым. Особенно это верно в случае моральных привычек. В любом случае формирование моральных привычек — это, как правило, тяжёлая работа, поскольку у нас есть инстинкты преодоления. Предоставление исключений для моральной сферы, обычно означает возврат к прежнему способу действия, тем самым значительно ослабляя новосозданное соединение.

В любых видах практики, когда мы устаём — делаем ошибки. Если мы практикуем уставшими, мы формируем соединения, которые не хотели бы делать и которые мешают желаемой привычке.

William Henry Pyle