Структурный анализ эго-состояний. Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, наиболее плодотворно выполняемые в определённых видах психотерапевтических групп, показывают, что время от времени люди демонстрируют достойные внимания изменения в позе, взгляде, голосе, лексике и других аспектах поведения. Эти поведенческие изменения часто сопровождаются изменениями в чувствах. У данного индивида определённые паттерны соответствуют одному состоянию ума, в то время как другой набор связан с другим психическим отношением, часто несовместимым с первым.
Эго-состояния
Эти изменения и различия порождают идеи “эго-состояний”. На техническом языке эго-состояние может быть феноменологически описано как целостная система чувств, а в практическом плане — как набор последовательных моделей поведения. В более практическом смысле — это система чувств, сопровождаемая связанным с ней набором моделей поведения. Кажется, что каждый человек имеет ограниченный репертуар таких эго-состояний, которые являются не ролями, а психологическими реальностями.
Этот репертуар можно отсортировать по следующим категориям:
- эго-состояние, которые напоминают состояния родителей
- эго-состояние, которое автономно направлено на объективную оценку реальности
- эго-состояние, которое представляет архаичные реликты, все ещё активные эго-состояния, которые были зациклены в раннем детстве.
Технически они называются соответственно экстеропсихическим, неопсихическим и археопсихическим эго-состояниями. В разговорной речи их проявления называются «Родитель, Взрослый и Ребёнок», и эти простые термины служат для всех, кроме самых официальных обсуждений.
Таким образом, позиция заключается в том, что в любой данный момент, каждый индивидуум в социальной совокупности, будет демонстрировать эго-состояние «Родителя», «Взрослого» или «Ребёнка». И что индивиды могут с различной степенью готовности переходить из одного эго-состояния в другое.
Эти наблюдения приводят к определённым диагностическим утверждениям.
«Это родитель» означает: «теперь вы находитесь в том же состоянии духа, как один из ваших родителей (или кто замещал родителей), используется, чтобы быть и отвечать так, как они бы хотели, с той же позой, жестами, словарём, чувствами и т. д.»
«Это взрослый» означает: «вы только что сделали автономную, объективную оценку ситуации и то, что эти мыслительные процессы или проблемы вы восприняли, или пришли к выводам в досудебном порядке.»
«Это ребёнок» означает: «манера и цель вашей реакции такая же, как была, когда вы были совсем маленьким мальчиком или девочкой.»
Последствия:
- Что у каждого человека есть родители (или замещающие родителей), и что он несёт в себе набор эго-состояний, которые воспроизводят эго-состояния этих родителей (как он их воспринимал). И что эти родительские эго-состояния могут быть активированы при определённых обстоятельствах (экстерьерно-психическое функционирование). В разговорной речи: «Каждый несёт в себе своих родителей».
- Что каждый человек (включая детей, умственно отсталых и шизофреников), если могут быть активированы соответствующие эго-состояния, способен к объективной обработке данных (функционирование neopsychic). В просторечии: «в каждом есть взрослый.»
- Что каждый человек был когда-то моложе, чем он есть сейчас, и что он носит в себе зацикленные реликвии прошлых лет, которые будут задействованы при определённых условиях (функционирование archaeopsychic). В просторечии: «каждый человек несёт в себе маленького мальчика или девочку.»
На этом этапе уместно привести диаграмму, которая называется структурной схемой. Она, с современной точки зрения, представляет схему целостной личности любого человека.
Она включает его родителей, взрослого человека, и страну детского эго. Они тщательно отделены друг от друга, ведь они такие разные и потому, они очень часто противоречат друг другу. На первый взгляд неопытного наблюдателя, различия могут быть плохо заметны, но вскоре становятся яркими и интересными для тех, кто берет на себя труд узнать структурную диагностику. Рисунок ниже представляет собой и удобную, упрощённую форму структурной схемы.
Прежде чем оставить тему структурного анализа, следует упомянуть некоторые осложнения.
- Слово «по-детски» в структурном анализе никогда не используется, поскольку оно имеет сильные коннотации нежелательности и чего-то, что следует немедленно остановить или ликвидировать. Термин «по-детски» используется при описании ребёнка (архаичное эго-состояние), поскольку оно более биологическое и не наносит ущерба. На самом деле «ребёнок», во многих отношениях, является наиболее ценной частью личности, и может внести в жизнь человека свой вклад. То же, что вносит ребёнок в жизнь семьи: очарование, радость и творчество. Если «ребёнок» в человеке сбит с толку и нездоров, то последствия могут быть неблагоприятными, но с этим можно и нужно что-то делать.
- То же относится и к словам «зрелый» и «незрелый». В этой системе нет такого понятия, как «незрелый человек». Есть только люди, у которых «Ребёнок» вступает во владение ненадлежащим образом или непродуктивно, но у всех таких людей есть полноценный, хорошо структурированный «Взрослый», которого нужно только раскрыть или активировать. И наоборот, так называемые «зрелые люди» — это люди, которые могут держать «Взрослого» под контролем большую часть времени, но их «Ребёнок» иногда вступает во владение, как кто-либо другой, часто с неприятными результатами.
- Следует отметить, что «родитель» проявляется в двух формах: прямой и косвенной: в качестве активного эго-состояния, и как влияние. Когда он непосредственно активен, человек отвечает так, как на самом деле отвечал его отец (или мать) («Делай, как я»). Когда это косвенное влияние, он отвечает так, как они хотели, чтобы он ответил («Не делай, как я, делай, как я говорю»). В первом случае он становится одним из них; во-втором, он приспосабливается к их требованиям.
- Ребёнок также представлен в двух формах: адаптированный ребёнок и естественный ребёнок. Адаптированный ребёнок — это тот, кто изменяет своё поведение под влиянием «Родителя». Он ведёт себя так, как отец (или мать) хотел, чтобы он себя вёл. Например, послушно или не по годам развито. Или он приспосабливается сам. Таким образом, родительское влияние является причиной, а адаптированный ребёнок — следствием. Естественное дитя — это спонтанное выражение: например, бунт или творчество. Подтверждение структурного анализа явно проявляется в результатах алкогольного опьянения. Как правило, сначала выводится из употребления «Родитель», так что освобождается адаптированный от родительского влияния «Ребёнок», и превращается путём освобождения в естественного «Ребёнка».
Для эффективного анализа, в том, что касается структуры личности, редко необходимо выходить за рамки того, что было изложено выше.
Эго-состояния являются нормальными физиологическими явлениями. Человеческий мозг — это орган или организатор психической жизни, а его продукты организованы и хранятся в форме эго-состояний. Каждый тип эго-состояния имеет свою жизненную ценность для человеческого организма.
В «Ребёнке» живёт интуиция, креативность, спонтанный драйв и наслаждение. «Взрослый» необходим для выживания. Он обрабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые необходимы для эффективной борьбы с внешним миром. Он также испытывает свои собственные неудачи и удовольствия. Например, для пересечения оживлённой автомагистрали требуется обработка сложной серии данных о скорости. Действие приостанавливается до тех пор, пока вычисления не покажут высокую степень вероятности безопасного достижения другой стороны. Удовлетворения, предлагаемые успешными вычислениями этого типа, дают некоторые радости катания на лыжах, полётов, парусного спорта и других мобильных видов спорта.
Другой задачей «Взрослого» является регулирование деятельности «Родителя» и «Ребёнка» и объективное посредничество между ними.
«Родитель» имеет две основные функции. Во-первых, это позволяет человеку эффективно действовать в качестве родителя реальных детей, способствуя тем самым выживанию человечества. Его значение в этом отношении подтверждается тем фактом, что при воспитании детей людям, осиротевшим в младенчестве, труднее, чем тем, кто вырос в полноценных семьях.
Во-вторых, это делает многие реакции автоматическими, что экономит много времени и энергии. Многие вещи делаются потому что «так это делается».
Это освобождает «Взрослого» от необходимости принимать бесчисленные тривиальные решения, чтобы он мог посвятить себя более важным вопросам, оставляя рутинные дела «Родителю». Таким образом, все три аспекта личности имеют высокую выживаемость и жизненную ценность, и только тогда, когда один или другой из них нарушает здоровый баланс, требуется анализ и реорганизация. В противном случае, каждый из них, «Родитель», «Взрослый» и «Ребёнок», имеют право на уважение. У каждого есть законное место в полноценной и продуктивной жизни.
Penfield, W. «Memory Mechanisms.» Archives of Neurology & Psychiatry
Penfield, W. & Jasper, H. E-pilepsy and the functional Anatomy of the Human Brain, Little,
Brown & Company, Boston