В продолжение, начатой в статье «Что такое личность», темы формирования личности человека, для начала вспомним о том, что она вырабатывается из детских оценок и впоследствии переносится на взрослую жизнь. А эти детские оценки зависят не только от возрастной разницы и порядка рождения детей, но и от нижеследующих факторов.
Личность человека
- Пол ребенка.
То чего родители ждут от своих детей, в зависимости от пола ребенка, сильно отличается. Поэтому, так же отличается и отношение ребенка к самому себе и своим способностям.
К примеру, в семье растет сын и дочь. Мальчик старший. Так вот, если мальчик ушибся и заплакал, реакция родителей довольно жестка: «не плачь, мальчики не плачут». Но, если вдруг заплакала дочь, все сразу бросаются ее утешать.
То есть мальчика с детства приучают быть жестким и всего добиваться силой. А дочь, получать желаемое, пользуясь совей зависимостью и беззащитностью.
Если в семье трое однополых детей, соперничества между ними неизмеримо больше, чем в семьях, где кто-то из детей другого пола. Вполне вероятно, что это из-за особого места ребенка противоположного пола. Имеет значение и возрастная разница – чем она больше, тем меньше соперничества.
- Детское соперничество.
Соперничество между детьми — это не обязательно открытая агрессия. Не редко, оно выявляется в нежелании ребенка проявлять свои таланты в области, где до него определенных успехов, уже добились его сестра или брат. Он избегает сравнений. Его пугает возможность «не догнать» свою сестру или брата.
Довольно часто, один из детей сильно отстает там, где второй стал мастером и считает, что к этому, у него просто нет способностей. Но, он не прав и вполне мог бы добиться заметных успехов, если бы заранее не решил отступиться и не совершенствовать свои способности.
- Плохое здоровье и физические недостатки.
Если в какой-то семье есть человек с плохим здоровьем или физическими увечьями, изменяется мироощущение не только его, но и всех находящихся рядом. Например, у кого-то из членов семьи больное сердце. Из-за этого, всем домашним, строго запрещается громко выражать свои требования или гнев. Ведь ему (ей) нельзя волноваться. Выросшие в такой атмосфере дети выражают свое недовольство мимикой или позой.
Если же болен и требует постоянного ухода ребенок, довольно часто все, что раньше писалось о возрастной разнице между детьми не работает. Например, средний, больной ребенок, не редко меняется местами с младшим. А младший, при больном старшем, невольно приобретает его черты.
- Социальное окружение
На формирование жизненных принципов человека влияют и так называемые общественные ценности. К примеру, не так давно, женщины не могли занимать какие-то высокие посты, и высшее образование им как-бы и не требовалось. Вот и росли они, не задумываясь о своем будущем, играя в куклы. Мальчиков же спрашивали о их будущем чуть ли не с детсадовского возраста.
В наше время, ответственная работа для женщины стало нормой, изменились и детские игры.
- Семейные трагедии.
Дети, в семье которых произошла какая-нибудь трагедия, например, смерть кого-нибудь из близких, часто пытаются взять на себя слишком много ответственности, уж точно больше необходимого. Став взрослыми, они склоняются к гиперответственности или излишней заботе о окружающих.
При чем важен не сам момент трагедии, важно восприятие ребенком происходящего, что думает о себе, о жизни и так далее.
- Семейные ценности.
Абсолютное большинство детей перенимает исповедуемые родителями ценности (исключения, так называемые «белые вороны).
- Родительская реакция.
Система ценностей ребенка, формируется и от родительской реакции на его поведение. Как это может выглядеть. К примеру, ребенок упал и ободрал колено. И если родители, успокоив его, скажут: «Тебе больно, но это не в первый, и далеко не в последний раз, потерпи. Что теперь будем делать со своим коленом, может обработаем ранку?» — ребенок вырастет умеющим терпеть боль и полагаться на себя. Но если родители поднимут суету вокруг ребенка, с охами, ахами и компенсацией боли большим объемом сладкого – ребенок быстро свяжет одно с другим и может посчитать это выгодным. И здесь опять же главное не реакция родителей, а понимание ее ребенком.
- Как детские решения формируют будущий образ жизни.
Как это не удивительно, но не редко, для решения наших взрослых проблем мы используем ставшие моделями свои детские решения.
Ребенок, впервые столкнувшись с чем-то, объясняет себе случившееся и принимает определенное решение. Что толковые словари определяют, как вывод или суждение.
Например, маленький мальчик провалился в яму и не смог из нее самостоятельно выбраться. А после того как проходящий мимо взрослый подошел и его вытащил, он решил, что в жизни полно опасностей и ему самому, без посторонней помощи, не справится. Для маленьких детей такое решение вполне оправдано. Но это решение со временем стало мнением. А мнение, по определению тех же толковых словарей – убеждение, которое основывается не на точном знании или абсолютной достоверности, а на кажущейся верности или возможности. И проблема в том, что это убеждение или мнение, прочно укореняется в человеческом сознании. Конечно же иметь свое личное мнение нужно и крайне полезно. Но придерживаться устаревших, не соответствующих действительности убеждений просто глупо.
А самое плохое, что впоследствии, убеждения переходят в ожидания, которые толковыми словарями определяются как предчувствовать, ждать. То есть, человек заранее ожидает, что не сможет самостоятельно решить какую-то проблему и ему необходима посторонняя помощь. При чем не редко эти проблемы ищет или создает сам.
Источник: Билл Ридлер. Общаемся с легкостью…