Позитивные и негативные усилия. Бывают болезни, о которых говорят — “этой болезнью болеешь всего неделю, но требуется целых шесть недель, чтобы преодолеть ее последствия». Это потому, что она овладевает человеком так основательно, что, прежде чем он полностью выздоровеет, должна быть вынута из каждой клеточки его тела. И есть скрытые уголки где она прячется, и ее часто приходится действительно из них вытаскивать.
Позитивные и негативные усилия
Теперь уже известно, если мы расслабляемся и не сопротивляемся сильному холоду, то остаемся открытыми и наша естественная циркуляция уносит холод гораздо быстрее, чем если бы мы сопротивлялись дискомфорту и препятствующему циркуляции, и удерживающему холод в нашей системе последующему физическому сжатию.
Расслабиться от холода сравнительно легко. Мы можем сделать это одним отрицательным усилием. Но расслабиться так, чтобы природа, в ее устойчивой и непоколебимой тенденции к здоровью, могла вытащить нас из болезни — это совсем другое дело. Когда мы чувствуем себя полностью во власти болезни, в худшем ее проявлении, сделать так, чтобы природа могла направить нас к здоровью, мы можем только очень сильным и позитивным усилием воли мы можем. И нам не нужно шесть недель, чтобы выздороветь.
Для того чтобы обрести это позитивное чувство уступки болезни, а не позволения ей удерживать нас, мы должны сделать то, что в данный момент кажется невозможным. Должны отказаться уделять внимание боли и дискомфорту и настаивать на том, чтобы все свое внимание перенести на освобождение от вызываемых болезненным дискомфортом сокращений.
Другими словами, мы должны отказаться от сопротивления холоду. То же самое с любой другой болезнью или любой болью. Если у нас болит зуб и мы уделяем все наше внимание зубной боли, это неизбежно усиливает ее. Но, если мы уделяем свое внимание уступке приступам зубной боли, это облегчает боль, даже если вылечить ее может только дантист.
Однажды у меня заболел зуб, и болел он неделю. Чтобы работать днем и спать по ночам, а боль становилась терпимой, мне приходилось упорно ей уступать. Но когда зуб начал выздоравливать, я с удивлением обнаружил, сколько привычных приступов боли я успокоил и сколько еще свободных сил у меня осталось. Чтобы получить больше свободы, я не хотел бы заиметь еще один больной зуб. Но я хотел бы принять каждую боль тела и ума так искренне, чтобы, когда боль пройдет, я получил бы большую свободу, чем до того, как она началась.
То же самое происходит с любой болью и с каждой болезнью. Природа стремится к здоровью, и если мы сделаем болезнь просто напоминанием о том, чтобы уступить и приложить к этому свои позитивные усилия, мы откроем природе путь к ее лучшей работе. Если все наше внимание сосредоточено на уступке и мы не обращаем никакого внимания на боль, кроме как в качестве напоминания о том, что нужно уступить, результат кажется замечательным. Это кажется чудесным, потому что очень немногие из нас имеют привычку уделять все свое внимание обретению настоящей свободы.
У большинства из нас болезнь или дискомфорт положительны, а наши усилия против нее отрицательны или вообще не предпринимаются. Отрицательное усилие, вероятно, защищает нас от худшего зла, но это все. Оно никогда не может вести нас вперед. А положительное усилие, хотя иногда кажется, что мы движемся вверх очень медленно, часто заставляет нас покидать вражескую страну большими шагами.
Если у нас корь, коклюш, скарлатина — или более серьезные заболевания — и мы делаем болезнь отрицательной, а наши усилия освободиться от нее положительными, результат в тысячу раз лучше. А там, где болеющие корью и коклюшем дети не знают как помочь природе, позитивны для детей и сделать их корь и коклюш негативными могут матери. Позитивное отношение матери к больному ребенку исключает нетерпение или отчаяние.
Не думайте, что можно быть позитивным сразу. Прежде чем мы сможем достичь позитивного отношения, мы должны снова и снова упорно и настойчиво работать. А достигнув его, прежде чем мы привыкнем делать все трудности ума и тела негативными, а наше здоровое отношение к их преодолению позитивным, мы должны много раз потерять его и снова обрести, потерять и снова обрести.
Говорят: «трудности ума и тела». Хотя лучше сказать «трудности тела, ума и характера». Или даже только характера, потому что, в конце концов, когда вы начинаете анализировать вещи, именно характер лежит в основе всей человеческой жизни.
Одна женщина постоянно жаловалась. Каждое утро она рассказывала о новых своих болях. И эти жалобы высказывались раздраженным, жалобным голосом, таким же привычным, как и дыхание. В очередной раз слушая ее стенания, можно подумать, как полезны были бы все ее страдания, если бы она воспринимала их как напоминание о том, что надо научится уступать. И в этой своей уступке делать работу как можно лучше.
Но если бы кто-то рискнул предложить такую возможность. Это только увеличило бы количество жалоб. На то, что у нее есть плохие друзья и что никто ее не понимают. Как часто мы слышим такие жалобы. Как часто, слыша ее, мы задаем себе вопрос: «а понимаешь ли ты себя?»
Самое большое препятствие для нашего понимания самих себя — это нежелание видеть в себе плохое. Достаточно легко, в самодовольном отношении к тому, что мы считаем смирением, придираться к себе, но совсем другое дело, когда другие придираются к нам. Когда мы уделяем внимание дискомфорту и боли и придаем им позитивную силу, сопротивление и негодование, которые пробуждаются в нас, точно указывают на то, какой у нас характер.
Другим весомым признаком того, что мы позволяем нашим слабостям и недостаткам быть положительными, а нашим усилиям против них отрицательными, является деструктивная привычка оправдываться. Если у нас обнаруживается недостаток, то не имеет ни малейшего значения, сколько добрых дел мы сделали или насколько лучше мы делаем что-то, чем кто-либо другой, положительный путь состоит в том, чтобы сказать духом и словами «спасибо» и стремиться непосредственно к освобождению себя от недостатка.
Как нелепо было бы, если бы мы, когда нам сказали, про след от поцелуя на левой щеке, настойчиво настаивали на чистоте правой щеки, лба или рук, вместо того чтобы радоваться, что наше внимание было привлечено к этому поцелую, и, взяв мыло и воду, сразу же смыли бы его.
Или как нелепо было бы, если бы мы пустились в пространные объяснения, почему следа от поцелуя не было бы, если бы не то-то и то-то, и тогда, со всеми нашими оправданиями, объяснениями и протестами, мы позволили бы следу поцелую остаться и никогда по-настоящему не смыли бы его.
И все же, такой подход не преувеличение того, что делает большинство из нас, когда обращает внимание на недостатки характера. Когда мы извиняемся, объясняем и говорим, насколько чиста другая сторона нашего лица, мы положительно ставим себя на сторону следа поцелуя.
Таким образом, когда оправдываемся, сопротивляемся или притворяемся, что не видим в себе недостатков, или когда признаемся в недостатках и довольны ими, или когда все свое внимание уделяем неприятному, а не нормальному способу обретения здоровья или свободы, мы всецело становимся на сторону болезни, боли или угнетения трудными обстоятельствами.
Тогда, все эти проявления личности или болезни становятся для нас позитивными, а наши усилия против них — только негативными.
В таких случаях, личное «я» овладевает нами так же верно, как болезнь, если мы полностью поддаемся всем ее ужасам и не делаем никаких позитивных усилий, чтобы выйти из нее. А владение собой гораздо глубже и тоньше. Одержимые эгоизмом, мы откладываем в своем подсознании любое количество эгоистических мотивов, которые замаскированными выходят на поверхность и заставляют нас делать импульсивные и часто глупые попытки достичь своих собственных целей.
Эго — оказывается врагом мужчины или женщины, которыми оно обладает.
Бог оставляет нас свободными повиноваться ему или выбирать свой собственный эгоистичный путь, и в своем бесконечном провидении он постоянно показывает нам, что наш собственный эгоистичный путь ведет к смерти, а послушание ему — к жизни. То есть, только в послушании ему мы обретаем нашу истинную свободу. Он постоянно осыпает нас нежной щедростью и добротой, которые кажутся непостижимыми. И иногда кажется, что чаще всего мы отказываемся их видеть. Безусловно, мы ослепляем себя, делая все боли тела и недостатки души положительными, а наши усилия против них отрицательными.
Если бы у нас была неприятная привычка, которую мы хотели победить, и мы попросили бы друга напоминать нам щипком каждый раз, когда он ее видел, не показалось бы очень странным, если бы, когда он согласно соглашению ущипнул нас, мы обратились к нему с негодованием. Или было бы еще смешнее, если бы мы сделали щипок просто напоминанием о продолжении привычки.
Господь всё время щиплет нас, а мы отвечаем негодованием или жалобами на свою судьбу, или более глубоким сползанием в наши слабости характера, позволяя им быть позитивными, а щипкам только подчеркивать их.
Беда в том, что мы не осознаем, что существует соглашение между нами и Господом, или признаем, а затем забываем об этом. И все же соглашение есть, даже больше, чем соглашение — есть завет. И Господь неизменно, неуклонно выполняет свою часть, а мы постоянно терпим неудачу в своей. Господь в своей любящей доброте щиплет, то есть напоминает нам, а мы в своем глупом эгоизме не используем его напоминания.
В качестве примера того, как сделать свои ошибки позитивными, а усилия по их устранению негативными, у одной женщины, которая очень серьезно и с явным сожалением рассказывает о своих друзьях, имеется одна очень распространенная форма. Она говорит, какая она эгоистка, и, когда кажется, что она делает бескорыстные поступки, приводит примеры абсолютного эгоизма своих мыслей.
Она рассказывает о своих усилиях добиться большего успеха и признается в том, что считает свои усилия абсолютно тщетными. Сначала эти признания совершенно поглощают и привлекают своим, казалось ясным пониманием ее и ее собственных мотивов. Но после некоторого более длительного знакомства оказывается, что поначалу удивляет, ее признания в зле в такой же степени исходят из тщеславия, как если бы она любуясь своей красотой стояла перед зеркалом.
Эгоистическое удовлетворение часто обнаруживается как в душевных переживаниях горя, так и в ощущениях радости. В итоге, эта женщина признала тщеславие в созерцании своих недостатков и то, что она не только позволила им быть положительными, в то время как ее отношение к ним отрицательно. Она фактически вскормила их и сама была позитивной к их положительности. Поэтому ее отношение к ним было более чем негативным.
Более распространенный способ быть негативным, когда мы позволяем нашим различным формам эгоизма положительно управлять нами. Это, во-первых, отрицательно относиться к слабости, но постоянно смотреть на нее и плакать над ней. Таким образом предлагать ее своему мозгу снова и снова, так что когда думаем, что пытаемся ее победить, в действительности гипнотизируем себя виной и навязываем ее выражение. Таково наше негативное отношение.
Итак, если мы убеждены, что зло в нас самих не имеет силы, пока мы не дадим ему этой силы, это первый шаг к тому, чтобы сделать наши усилия положительными и таким образом отрицающими зло. Если мы убеждены, что зло в нас самих не только не имеет никакой силы, но и не имеет значения, если мы не наделяем его силой, это еще один шаг вперед. Следующий шаг — отказаться подчиняться ему и отказываться сопротивляться ему. Это означает позитивный отход от нее и позитивное внимание к выполнению своей работы так хорошо, как мы можем это сделать, какой бы ни была эта работа.
Есть один пример, когда люди сильно страдают, будучи негативными и позволяя своим искушениям быть позитивными, — это вопрос унаследованного зла. «Как я могу чего-то добиться с таким наследством? Если бы вы могли видеть моего отца и знали, какой он, узнав, что я его дочь, вы легко поняли бы, почему у меня нет на себя надежды», — сказала молодая женщина, и она была совершенно искренна, полагая, что из-за своих унаследованных искушений ее жизнь должна быть бесполезной. Потребовалось время и мягкие, разумные рассуждения, чтобы убедить ее в том, что не только наши наследственные формы эгоизма не являются нашими, если мы не потворствуем им, делая их нашими, но что, зная свое наследие, мы предупреждены и вооружены, а силы получаемые от позитивного усилия по освобождению себя, полностью компенсируют нас за то, что мы пострадали от них. Такова любящая доброта нашего Создателя.
Эта женщина, осознала истинный смысл истории о человеке, который, прежде чем уйти с Господом Иисусом Христом, попросил сначала вернуться и похоронить своего отца. Господь ответил: «Пусть мертвые хоронят своих мертвецов, иди и следуй за Мною». Когда мы чувствуем, что должны быть связаны своими наследствами, мы, конечно же, не позволяем мертвым хоронить своих мертвецов.
Поэтому давайте изучим вопрос более тщательно и узнаем о необходимости позволить всему, что является болезнью и злом, быть для нас негативным, а наши усилия по его преодолению — позитивными. Таким образом, болезнь и зло становятся менее чем отрицательными, они постепенно удаляются и исчезают.
Природа стремится к здоровью. По мере того, как мы осознаем это и уделяем этому позитивное внимание, мы начинаем восхищаться и любить здоровую работу законов природы и, пытаясь им разумно подчиняться, ощущать сильный интерес. Законы природы — это законы Бога, а законы Бога стремятся к здоровью духа во всех вопросах духа так же верно, как и к здоровью тела во всех естественных вопросах. Это истина, что по мере того, как мы работаем, чтобы повиноваться, мы растем, чтобы видеть и любить с возрастающим благоговением, и тогда мы действительно обнаруживаем, что все божьи законы положительны, а действия для личного «я» только отрицательны.