Как я, мама-экстраверт, узнала способ ценить личность и воспитать своего, сильно отличающегося от меня, замкнутого ребенка.

Одна из самых любимых историй моей матери, рассказывает о том, как я в раннем детстве, собирала в гостиной всю свою семью и требовала от них предельного внимания при просмотре созданных мною многообразных музыкальных спектаклей. Костюмы, сценарий и даже волосы и макияж – все это я методично планировала. И, конечно же, это шоу было только мое, ведь я единственная и главная в нем актриса.

Я никогда не была застенчивым человеком. Однажды, я даже смахнула со своего пути маленького мальчика, потому что он мешал мне выйти на сцену в образе подсолнечника детсадовского спектакля.

И представьте мое удивление, когда я родила дочь, которая чужого внимания стесняется. Которая цепляется за мою ногу и стремится быть около меня, а не своих сверстников.

Кто этот замкнутый ребенок? Если бы не такой же как у меня нос, я бы решила, что ребенка перепутали в роддоме. Но она моя, и я люблю ее больше всех. И тем не менее, я пыталась ее изменить.

Я боролась, когда она не могла смотреть в глаза кому-то говорящему с ней. Я боролась, когда она стеснялась играть с новым соседом. Я боролась, когда она предпочла мои колени, вместо игры с группой девочек, которые пригласили ее присоединяться к ним.

И каждый раз, я подталкивала ее. Я говорила ей прекратить стеснятся и просто идти туда. И каждый раз, мои действия терпели неудачу. Она прижималась ко мне еще крепче.

Но однажды мой друг сказал, «Это нормально, просто дай ей быть собой.»

Я думала, что для нее это проблема. Думала, что помогаю ей избавиться от не нужных сторон характера. Думала, что толкаю ее на то, что она глубоко в душе хочет сделать сама.

Я была неправа. Я заставляла ее делать вещи, которые любила делать в ее возрасте сама. Я пыталась превратить ее в себя.

Потом я провела некоторое исследование и узнала чуть больше о ребенке интроверте. На что это походит, когда кто-то из-за чужого внимания чувствует себя неловко. И во время этого процесса, я узнала, насколько в действительности удивительна ее индивидуальность. Я узнала, насколько важно подчеркивать ее достижения, а не сосредотачивать свое внимание на том, что я «хотела», чтобы она сделала.

И парадокс, когда я узнала эту новую для себя информацию, и наконец перестала толкать ее к общению с незнакомыми людьми, она сделал шаг вперед по собственному желанию. Вместо того, чтобы заставить ее заниматься каким-нибудь групповым видом спорта, я отпустил ее в плавательный бассейн. В конечном итоге, она до всего дошла сама и захотела играть с другими детьми.

Но самое главное, что я перестала делать – это оправдывать нее. Я прекратила говорить, «О, она просто застенчива», когда кто-то хотел поговорить с нею. Я просто попросила, чтобы она улыбалась и была вежлива. От нее не требовалось устраивать шоу или участвовать в разговоре, она просто должна была быть доброй и вежливой.

И в конечном счете, те одно или два вежливых слова как-то превратились в одно или два вежливых предложения, которые со временем переросли в один или два вежливых разговора.

Она никогда не будет девочкой, мечтающей, чтобы на нее все обращали внимание. Но она — маленькая девочка, на которую я всегда буду обращать внимание — в любом случае, какой-бы она не была.

Как активной маме воспитать замкнутого ребенка

Если вы находитесь в аналогичной ситуации — воспитываете застенчивого ребенка, когда сами далеко не скромны — возможно вам помогут следующие советы и уроки:

  • Предоставьте ему возможность — но не показывайте разочарование, если ему неудобно или он не готов участвовать. Поощрите, но не толкайте. Замкнутый ребенок не должен быть наказан за то, что делает вещи как ему удобно, в свое время и в своем месте. Вы не должны отказываться от этих возможностей, просто немного подождите и попробуйте снова.
  • Помещение своего ребенка в центр внимания, не избавит его от замкнутого характера. Это только добавит ему беспокойства и дискомфорта. На этой стадии, придержите свое желание подталкивать его и позвольте ребенку сделать первый шаг самостоятельно, когда он сам будет к этому готов.
  • Хвалите его успехи. Сосредоточьтесь на положительных сторонах действий своего ребенка. Используйте успокаивающие слова, например, «Я бы тоже нервничала, у тебя хорошо получилось» или «Я так горжусь тобой за то, что…».
  • Постарайтесь обойтись без сравнений. Например, такая фраза, «Посмотри на Олю, она танцует со всеми » может истолковываться вашим ребенком, как разочарование в ее действиях. Не думайте, что ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно, только потому, что так делает Оля.

Интроверт не значит — замкнутый. Просто это означает, что для того чтобы что-то делать, он должен комфортно себя чувствовать. Моя дочь теперь постоянно поет и танцует с подругами, но это не потому что я заставила ее это делать, а потому, что, когда она почувствовала себя комфортно, она позволила себе сделать этот шаг сама. Это их шаги, а наша забота — поддержать их.

Источник: Danielle Herzog