Принцип действия человека – именно эта определяющая соответствует следующей рассматриваемой метапрограмме – «отношения к действиям», условно классифицируемой на «активную» и «рефлексивную».

Активный принцип действия.

Человеку с активным принципом просто необходимо быть в деле. Непосредственно влиять на происходящие события, а не быть в стороне. Причем установка на действие, зачастую, не дает ему все предварительно обдумать и взвесить – как говорится «главное ввязаться в драку, разберемся потом». Отрицательным фактором этой метапрограммы можно считать то, что осознавание выполненного действия происходит только потом, порой уже тогда, когда все сделано и исправлению не подлежит.

Таких людей легко узнать по жестикуляции. Их отличают: крепкое рукопожатие, доминантная поза, взмахи руками и быстрые движения. А вербальные проявления характерны предложениями с личными подлежащими и активными глаголами: «я пошел», «я сделал». Краткость и быстрота таких людей заметна и в разговоре: «быстренько взяли и сделали», «сразу же и тут же». И наоборот, в их ответах вы никогда не услышите: «я посоветуюсь», «я подумаю». Обычно они не задают много вопросов, а говорят утверждениями.

Совмещение метапрограмм активного принципа действия и внутренней референции, создает личность, не думающую, никогда никого не слушающую, но очень деятельную. Возможно, иногда это и полезно, но чаще просто вредно.

Деятельные люди имеют привычку не медлить с принятием решений и бесстрашно действовать. И пусть сто раз ошибутся, набьют тысячу шишек – желание действовать не исчезнет. Но, тут стоит помнить, что людям, живущим по принципу «всегда лучше сделать, пусть и неправильно, чем не делать вообще», органичен далеко не любой вид деятельности. Например, хороший бухгалтер из них сомнителен, так как работа с числами подразумевает осмотрительность и расчетливость.

Для выявления таких людей, проще всего, описать какую-то ситуацию и попросить ее решить: «как вы бы оценили такую ситуацию?», «что тебе нужно для решения проблемы?» и так далее. Принцип действий при решении этих задач и определит тип метапрограммы собеседника.

Подстройка к активно ориентированным людям.

Для подстройки к «активным» людям используйте слова, нацеленные на действия: «не мешкая принимайтесь за работу», «я сам быстро займусь этим», «давай вместе быстро сделаем». То есть, в произнесенных словах должно быть указание на вашу реакцию.

Учтите, интонации этих людей не редко скачут, они говорят слишком громко, и пользуются восклицаниями «эге!» или озадаченно «ууу!». А выражения «скорее всего» или «я не знаю» для них не свойственны. Им важны драйв, движение. Кстати, о сочетании с другой метапрограммой – чаще всего эти люди с внутренней референцией.

В распознавании лжи метапрограмма, относящаяся к принципу действия достаточно важна. Например, если собеседник в начале разговора что-то рассказывал и активно показывал, а потом вдруг стал медлителен и задумчив – можно задуматься о его правдивости. Но, учтите, хотя ложь это стресс, далеко не каждый стресс – ложь. Так, что, если «активный» собеседник, вдруг стал пассивным, сначала проанализируйте происшедшие события: возможно, просто изменилась ситуация, произошли какие-то действия или задан сложный вопрос.

Рефлексивный принцип действия.

Основное отличие человека рефлексивного принципа действия – его задумчивость. До того, как сделать какое-либо действие, эти люди максимально соберут всю возможную информацию о происходящем: сориентируются, порассуждают и подождут реакцию других людей. Причем, каких-либо временных рамок в этом случае для них не существует. Порой, в сложном процессе отслеживания и последующего обдумывания, они вполне могут вообще не выражать активности.

Свойственное им выражение лица – временами вялое, чаще задумчивое. Рукопожатие слабое. Склонны к задаванию уточняющих вопросов: «вы уверены?», «правда ли?», «так ли все это?».

Поручив такому работнику выполнение какого-либо задания, за отведенные сроки, непременно укажите ему источник дополнительной информации. И обязательно учитывайте, что вам придется дать ему время на анализ полученной информации и общее обдумывание ситуации.

Речи рефлексивных людей характерны сложные, насыщенные прилагательными и эпитетами, предложения. К примеру, «существует ли возможность диалога?». И такие словосочетания: «нужно подождать», «ты подумай», «давай попробуем проанализировать».

рефлексивный-принцип-действия

Любовь к обобщениям и абстракциям у них выражается в философских сентенциях: «все в нашем мире взаимосвязано», «сначала надо семь раз отмерить» и так далее. Все такого рода выражения прекрасно отвечают рефлексивному принципу действия.

Подстройка к рефлексивно ориентированным людям.

Главное не подгоняйте их и не торопите: «давай быстрее, долго не раздумывая взял и сделал». Такой режим приведет лишь к растерянности, потере всякого интереса к работе. Перед тем, как что-то делать, люди с рефлексивной метапрограммой, сначала исследуют обстановку, долго думают и, не редко, дают событиям «рассосаться» самостоятельно. Часто бывая внешнереферентными, самостоятельные шаги не приветствуют. А в любых неудачах винят себя: «я плохо обдумал ситуацию».

Как проявляется эта метапрограмма в момент обмана? Вынужденный лгать, рефлексивно ориентированный человек, не имея времени на обдумывание ситуации, может давать быстрые ответы. А активно ориентированный человек, для создания впечатления правдоподобности, наоборот брать нехарактерные паузы.

В сложной для себя ситуации человек с активным принципом действия может вспылить и просто прервать разговор. Рефлексивный на такое не способен.

Вести разговор с рефлексивными людьми нужно мягко, не раздражаясь и не погоняя их. Говорить так же мелодично и медленно.

Не стоит сердиться если такой сотрудник чрезмерно осторожен и медлителен в работе. Обеспечение размеренной и спокойной обстановки, раскроет его профессиональные навыки. Формат с быстро меняющимися вводными не для него.

Анализируя принцип действия человека нельзя забывать о его редком проявлении в «чистом», не разбавленном виде. То есть сто процентно «активный» или «рефлексивный». Обычно, метапрограммы, в какой-то пропорции смешаны, давая возможность анализа речи собеседника по разным направлениям и поиска указывающих на ложь нестыковок.

Например, человек вам рассказывает увлекательную историю, в которой он в одиночку справился с пятью хулиганами, активно раскидывая их в разные стороны. Красиво, но раньше выявленная вами его классификация по типу «рефлексивных», явно говорит о буйной фантазии рассказчика.

Как распознать ложь если собеседник дает разные ответы – то рефлексивные, то активные? Здесь очень важен контекст утверждений. Бывает, что люди говоря о домашних делах становятся более рефлексивными, а переключаясь на работу – активизируются.

Как раз по этой причине очень важен правильный контекст задаваемых вопросов – тот, который интересует вас.

Не изучив контекст, торопиться с выводами не стоит. Например, человек говорит: «я хочу, я двигаюсь вперед, но очень важен дружный, не конфликтный и продуктивный коллектив». Не надо спешить оценивать его как «избегающего неудач». Вникнете в контекст, уточните почему он сделал акцент на не конфликтном коллективе. Вполне возможно, что дело здесь в личном опыте человека, а не в его восприятии. То есть в страхе повтора ситуации. Человек, описавший действительно происшедшую на прежней работе конфликтную ситуацию, не является носителем уклоняющейся от неудач метапрограммы.

Источник: Записки профайлера. Анна Кулик…