Содержание
Как люди становятся именно такими, какими они стали? Что такое личность, и за счет чего она формируется? Рассматривая личность как комбинацию определенных факторов, которые сформировались в результате значений и выводов, вкладываемых ребенком в какие-то события, мы получаем свободу и возможность изменения любого мешающего нам человеческого качества. То есть мнение можно и изменить.
Что такое личность
Давайте попробуем проанализировать пару идей.
- Личность – это сумма составленных лично нами убеждений (мнений), мнений о себе, об окружающих, о самой жизни.
- Все наши убеждения сформировались исходя из выбранных нами решений. А эти решения, основывались на нашем детском восприятии, происходивших тогда же, событий.
Чтобы было понятней рассмотрим такой пример.
Допустим вам нужно сходить в ближайший магазин за хлебом. Как вы будете выходить из дома? Скорее всего просто откроете дверь и выйдете. Без раздумий, не заглядывая в щелочку.
А теперь изменим ситуацию. Представьте, что вам опять надо выйти за эту же дверь. Но теперь там идет война – как в фантастических книжках, война машин и людей. Как теперь вы будете выбираться за дверь?
Так почему вы были таким смелым в первый раз и таким осторожным во второй? Наверно скажете: «я точно знал, чего там ждать». А точно ли знал или действовал как будто знал?
Если быть объективным, то и в первый раз могло произойти все, что угодно – наркоман в подъезде, упавший с крыши кирпич, да мало ли что. Но, хотя шансы на это конечно есть, они достаточно малы. Именно поэтому вы и решили, что идти за хлебом безопасно. Такие предположения дают нам возможность справляться с чем-то неизвестным в нашей жизни. Формируются убеждения, помогающие «безопасной» жизни. Без таких убеждений хоть сколько-то активная жизнь невозможна.
Итак, с учетом всего вышесказанного, можно определить личность как комплекс решений и убеждений этого человека о себе, окружающих, о жизни, и его личное понимание требуемых для ощущения себя значимым и нужным действий.
Если что-то человеку кажется безопасным или тем более выгодным, он ничуть не сомневаясь совершит требуемые действия. Но, если у него, вдруг появится ощущение опасности или излишней рискованности, он начнет тянуть с решением или совсем от него откажется.
То есть решение человека опирается не на точность данных, а на его ожидания.
Как уже писалось выше, представления и ожидания человека формируются еще в детстве и по мере его роста дают представление о:
- что ждать от других, окружающих людей;
- что ждать от самой жизни;
- какие шансы обрести свое место в большом мире;
- что он может;
- чего от себя ожидать.
Эти, уже устоявшиеся оценки, нередко переносятся на взрослую жизнь. И неправильное восприятие определенного вопроса, становится ключом довольно многих конфликтов.
Ведь так как эта система ценностей сложилась еще в детстве, имеется довольно большая вероятность недопонятости или не правильной интерпретации.
Основные, влияющие на развитие личности, факторы:
- возрастная разница;
- порядок рождения;
- пол;
- социальное окружение;
- проблемы с здоровьем или физические недостатки;
- детское соперничество;
- семейные трагедии;
- родительская реакция;
- семейные ценности.
Попробуем объяснить эти влияющие на человека факторы и сделать определенные выводы. Однако, не стоит забывать, что здесь публикуются обобщения.
Возрастная разница
Возрастная разница между детьми, особенно значительная, влияет на отношение человека к жизни. К примеру, ребенок, у которого сестра или брат старше, лет на шесть, вполне может считать себя единственным ребенком, а не младшим.
Давайте рассмотрим следующий пример, в семье родилось 5 детей, Фреду теперь 35 лет, второму брату Джиму 34, их сестре Саре 24, младшей сестре Джулии 23, а самому младшему Майку 20. Так вот в этой семье, из-за слишком большой разницы в возрасте между Сарой и ее братом Джимом, она приобрела типичные скорее для самого старшего ребенка черты. Все дело в том, что дети в этой семье как бы разделились на две группы и она, среди младших, стала старшей. Такая ситуация не способствовала проявлению присущих среднему ребенку качеств.
К тому же, между старшими братьями оказалась слишком маленькая возрастная разница. Поэтому Джим стал более спортивным и общительным, а старший брат Фред неудачником, которого в школьные годы называли «слабаком». И что интересно, была бы разница в четыре года, вряд ли Джим превзошел своего брата. Да и Фред, возможно, добился бы большего успеха.
Чтобы эти выводы стали более понятны, давайте рассмотрим влияние на ребенка порядка его рождения.
Порядок рождения
- Первенцы.
Дети рожденные первыми обычно очень консервативны. Скорее всего это результат более строгого подхода родителей к воспитанию первых, старших детей. Со вторым, а тем более с третьим ребенком родительский контроль ослабевает.
Обычно первенцы более ответственны и сознательны, и чаще оправдывают родительские ожидания. Да и стремятся чего-то добиться опять же благодаря возлагаемым на них родительским ожиданиям. Правда, стремление все уметь и все знать, обычно для них обязанность или тяжелая ноша, а не удовольствие. При чем, чувство долга зачастую переходит в обиду.
Первенцы, не редко хорошие лидеры, потому, что в детстве им приходилось заботиться и руководить младшими детьми.
- Средние дети.
Так называемые средние дети в больших семьях не любят выделяться и избегают крайностей. Так как все свое детство они провели в большом количестве людей, они общительны и гибки. Но, не редко страдают недооценкой своих способностей в получении желаемого. По большому счету, средние дети и в жизни «середняки».
- Младшие дети.
Самые младшие, чаще всего наиболее беззаботны. Оно и понятно, что-то уступать, как более младшему, уже некому. Родительские ожидания давно выдохлись на более старших и им остается самая малость. Да и надобности выделиться у них нет, они и так младшие, а порой еще и самые любимые.
Правда, часто это вредит уверенности в своих силах. В худшем случае, они и выйдя из семьи, ждут постоянной заботы о них и всяческого ублажения. Бывает, что они всю свою жизнь доказывают свою значимость.
- Единственный ребенок.
Единственный в семье ребенок довольно часто более честолюбив. Являясь единственной надеждой своих родителей, он пользуется их безраздельным вниманием.
Единственные дети чаще сближаются с людьми моложе или старше себя, и реже с ровесниками, потому, что, не имея сестер или братьев научится взаимодействию было не с кем. Иногда они живут как бы «на цыпочках», то есть стараются выглядеть больше, чем есть.
Стоит учесть, что каждая из характеристик всегда имеет исключения. Необходимо каждую ситуацию анализировать в отдельности.
И главное, сложившиеся, благодаря очередности рождения, особенности человека, просто выработанные им убеждения. Поэтому не закреплены и легко могут быть изменены на другие, более эффективные.
Продолжение темы, а именно влияние на формирование личности пола, детского соперничества и так далее, мы рассмотрим в следующей статье.
Источник: Билл Ридлер. Общаемся с легкостью…